Сиделева
Особенности работы с одаренными детьми в условиях массового образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Свою статью я хочу начать с притчи «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми в условиях массового образовательного учреждения» размещена в разделах
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
«Одаренность человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое,
чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
На развитие общества и всего, что им создано, влияет человек. И от уровня его развития зависят качество науки, литературы и всевозможных инноваций во всех сферах нашей жизни.
Выявление и обучение одаренных детей — специфическое направление в образовании. Такая работа требует от педагога, особых компетенций, позволяющих раскрыть потенциал ребенка. Одаренные дети поддерживаются государством. Это положение закреплено Указом Президента РФ №204 от 7.05.2018года. Поэтому профессия педагога по работе с одаренными детьми востребована.
Психологи и педагоги подходят к определению одаренности по-разному. Основатель школы дифференциальной психологии Б. М. Теплов характеризует ее как качественно-своеобразное сочетание способностей, которое создает предпосылки для достижения успеха. Известный российский педагог С. Казарновский определяет одаренность как потребность, повышенный интерес к ряду сфер.
Психологи (Л. Ларионова, Р. Стернберг, Е. Григоренко и другие) трактуют понятие как яркие достижения или внутренние предпосылки для них. Но одаренность складывается не только из интеллектуальных качеств. В ее возникновении, формировании важна среда, особенности личности и «рычагов» ее мотивации, стиль мышления ребенка.
Одаренность — качественное, своеобразное сочетание врожденных способностей, предпосылок для достижений, обеспечивающее успешность человека при правильном развитии. Пример одаренного ребенка, чей талант сумел проявиться — Вольфганг Амадей Моцарт.
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности зависят от сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, в которой воспитывается ребенок. В то же время влияние оказывают и психологические механизмы саморазвития личности, которые лежат в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток (в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога. В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. могут привести к снижению показателей успешности ребенка, несмотря на потенциально высокий уровень его способностей.
Проявления одаренности сильно различаются. Выделяют несколько ее видов:
Академическая. Дети с такой одаренностью становятся отличниками, победителями олимпиад, у них нет проблем с выполнением домашних заданий.
Творческая. Проявляется как интерес и выраженные способности к музыке, рисованию, пластике и танцам, лепке. У одаренных детей часто сопровождается лучшими результатами, чем у взрослых.
Интеллектуальная. Дети с одаренностью с удовольствием учатся, им интересно новое, но на успеваемости это сказывается по-разному.
Физическая. Одаренность часто проявляется в лучшем владении телом. Физически одаренные люди точнее попадают мячом в цель, у них больше сила удара, выше скорость бега. Многие из них становятся первоклассными спортсменами, победителями Олимпийских игр.
Социально-коммуникационная. Одаренные дети рано начинают говорить, отлично запоминают стихи. Они не стесняются выступать на публике. Одаренность также проявляется в умении организовать совместные игры (или шалости, помирить ссорящихся людей.
Практическая. Умение понимать работу механизмов, любовь к кулинарии, конструированию аппаратов. Таким одаренным детям присуща исследовательская активность. Они исследуют строение предметов, в младшем возрасте часто разбирают игрушки, чтобы понять, как они сделаны.
Хотя все одаренные дети являются разными (по темпераменту, интересам, воспитанию и по личностным проявлениям, существуют общие признаки, которые характеризуют большинство одаренных детей и подростков.
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки могут быть следующими:
быстрое усваивание знаний — про одаренных детей говорят, что они «схватывают на лету»;
выраженная мотивация — если ребенку интересно, он отлично концентрируется, с удовольствием решает сложные задачи;
психоэмоциональные признаки — у ребенка отличная память, способность к действию, он часто спит меньше сверстников;
широкий кругозор и некоторая неконформность — у одаренных детей наблюдают независимость в суждениях, они не любят навязанных мнений, часто у них обостренное чувство справедливости.
Кроме этого, одаренные дети
Умеют прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.
Умеют концентрироваться и собирать все силы и энергию для достижения целей.
С удовольствием берутся за решение самых сложных задач; как правило, предлагают неординарные, нетрадиционные пути решения.
Способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, интересуются новыми веяниями в различных науках и культуре, быстро и адекватно оценивают характер этих тенденций в обществе. Независимы в суждениях.
К проблемам относятся, как к очередной возможности реализовать себя. Они страстны в достижении результата и одержимы идеями.
Все обыденное, посредственное вызывает у них недовольство и раздражение. Не терпят вмешательства и навязывания им готового ответа.
Выявление одаренных детей – это продолжительный процесс, который связан с анализом развития конкретного ребенка.
Понять, насколько ребенок одаренный, можно с помощью базовых количественных методов. Это, прежде всего, измерение уровня развития детей. Во всем мире его определяют по документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Психологи используют показатели IQ-тестов.
Для распознания одаренности можно пользоваться готовыми методиками. Это, в частности, опросная карта Хаана и Каффа, рассчитанная на детей от 5 до 10 лет. В ней 80 вопросов, разделенных на относительно самостоятельным областям деятельности и поведения детей. Для ответа и оценки предусмотрена четырехступенчатая шкала.
Тесты Торренса выявляют креативность. Ребенок завершает незаконченную картинку, а педагог расшифровывает результат по многоступенчатой бальной методике автора. Тест Ржичана определяет интеллектуальный потенциал детей 7-15 лет и включает тренировочные задания с абстрактными схемами. Есть и другие методики — их очень много, и для их правильного выбора требуется профессиональная педагогическая подготовка.
Чтобы талант сформировался и проявил себя, необходимо:
оценивать поведение и характер ребенка комплексно, увеличивая продолжительность наблюдений во времени — использовать диагностические карты, вести дневники наблюдений;
максимально разнообразить занятия с одаренными детьми — учебный процесс должен выстраиваться гибко, с чередованием заданий и их форматов;
дифференцировать обучение для поддержки и развития личности — заниматься с детьми индивидуально, факультативно;
уделять много внимания внеурочному обучению, созданию условий для самостоятельной и совместной работы детей — в кружках, секциях по интересам, во время совместных культурных мероприятий;
Одаренные дети требуют особого подхода. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Поэтому основными направлениями в работе с ними является индивидуальный подход, развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одаренных и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка.
В организации работы с одаренными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов.
Диагностический – анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
Учебный –осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
Методический – создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
Творческий – участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
Профориентационный – профессиональное самоопределение учащихся.
Прежде всего, методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.
Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.
В урочной деятельности используются виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах; работа в парах,
разноуровневые задания;
проектно-исследовательская деятельность;
игровые технологии (деловые игры и путешествия);
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
модульная технология обучения;
задания творческого и нестандартного характера.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Каждый урок должен содержать проблемные вопросы или задания. Знания, добытые собственным трудом намного прочее и ценнее, чем знания преподнесенные учителем в готовом виде.
Примеры создания проблемных ситуаций на разных уроках
Пример. Урок «Русский язык»
На доске написано слово «водопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах)
Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта».
Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Пример. Урок «Математика»
Проблемные ситуации через решение задач, связанных с жизнью.
1. Доктор велел бабушке принимать таблетки через каждые 15 минут. Через какое время она примет 4 таблетки?
2. Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7 сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.
Проектная деятельность учащихся. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта
Какие же формы внеурочной работы с одаренными учащимися?
групповые занятия с одаренными учащимися (элективный курс, факультативный курс, спецкурсы по углубленному изучению предметов школьной программы, организация кружковой работы)
консультирование по возникшей проблеме;
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины; фестивали, спортивные соревнования;
работа по индивидуальным планам;
организация экскурсий, выходов в театр, музеи;
организация погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
организация предметных выставок, вечеров и праздников;
создание школьного театра. Выпуск стенгазет.
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т. д.).
Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ (маршрутов) обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.
Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответственность за своих товарищей. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.
Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.
Метод вживания.
Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов.
Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения.
Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий.
Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее.
Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок.
Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания.
Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…».
Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм»
Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Приёмы работы
проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.
пресс- конференция, основана на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний, расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)
«Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении
«Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь :
обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;
стимулировать познавательные способности учащихся;
работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать условия для развития, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своей страны.
Список используемой литературы
1. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
2. Диагностика детской одаренности. Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / сост. Л. А. Дементьева. Курган, 2009. 36 с.
3. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
4. Ландау Э. Одаренность требует мужества : Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А. П. Голубева; Науч. ред. рус. текста
5. Лосева А. А. Психологическая диагностика одаренности : учебное пособие для вузов. М. : Академический Проект, Трикста,2004
6. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
7. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети : выявление и развитие /
8. Одаренные дети : Пер. с англ. – М. : Прогресс, 1991. – 376с.
9. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 95с.
10. Центр дистанционного образования «Эйдос» – Электронный ресурс. URL : www.eidos.ru
11. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004