Валентина Гупаленко
Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей
дошкольного возраста»
Данная тема актуальна для многих педагогов, занимающихся научной деятельностью, и практиков. Это связано с тем, что процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Но в практической деятельности развитие полоролевой идентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно, а в худшем - не осуществляется вовсе. Это происходит в основном в связи с отсутствием четких методик полоролевого воспитания детей, сравнительно малым количеством научно-методической литературы, посвященной этой теме.
Публикация «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:
полоролевое поведение - действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике;
полоролевая дифференциация - совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол;
полоролевая идентификация - процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
Анализ содержания данных понятий показывает, что основная и определяющая причина раннего полоролевого развития, возникновения половых психических различий и полоролевой дифференциации уже на уровне дошкольного детства — это не столько биологические особенности пола, сколько различия социальных требований, предъявляемых к мальчикам и девочкам со стороны взрослых и сверстников, подкрепление путем поощрения социально желательных для детей разного пола форм поведения и раннее осознание ребенком своей половой роли.
Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена:
- на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности;
- формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу.
Для формирования общих представлений о мужественности и женственности рекомендуется использовать чтение художественной литературы и этические беседы. Как закрепление полоролевой идентификации старших дошкольников можно проводить сюжетно-ролевые игры. Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоления разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре, видя в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе исполнения привлекательной для себя роли. Кроме того, воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою социальную компетентность.
Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:
- когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним - правильно, другим - неправильно;
- когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;
- когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?».
Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:
1) Беседа с ребёнком.
Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.
2) Методика «Неоконченные ситуации» (автор — О. И. Иванова).
Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.
3) Методика Н. Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».
Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.
Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.
работа по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).
Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин. рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.