МААМ-картинки

Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями

Абрамова Лилия
Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями

Умственная отсталость – это стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Степень поражения ЦНС может быть различной по тяжести, локализации, времени наступления. Разнообразие и разная глубина повреждения обуславливает разнообразие нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения детей.

Причины возникновения умственной отсталости могут быть экзогенными. Они делятся пренатальные (перенесенные заболевания в процессе беременности, употребление матерью алкоголя, наркотиков, курение в процессе вынашивания плода, а также психические и физические травмы беременной женщины, интранатальные (стремительные или затяжные роды, асфиксия и т. д.) и постнатальные (нейроинфекции). Причины также могут быть эндогенными (вызваны патологической наследственностью или мутациями генов одного из родителей).

Дети с интеллектуальными нарушениями характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно четко обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Такие дети способны к развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Умственная отсталость делится на четыре степени:

- легкая умственная отсталость, IQ находится в диапазоне от 50 до 69 единиц;

- умеренная умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в диапазоне 35-49;

- тяжелая умственная отсталость, коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 20 до 34 единиц;

- глубокая умственная отсталость (идиотия, коэффициент интеллектуальности ниже 20.

Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Познавательные расстройства заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление преимущественно наглядно-образное, зачастую достаточно хорошо развита обиходная речь. Во многих случаях дети с легкой умственной отсталостью могут успешно выполнять повседневные бытовые дела и обнаруживают хорошую практическую осведомленность. Они способны к усвоению специальных программ обучения и овладению несложными трудовыми навыками. Многие из них заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, работают на малоквалифицированных работах, заводят семьи. Однако часто они испытывают трудности при столкновении с нестандартными ситуациями, необходимостью менять сложившийся стереотип поведения. Они с трудом формируют собственные суждения, зачастую несамостоятельны в принятии решений, внушаемы, поэтому легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих. При интерпретации пословиц и решении задач на логическое мышление склонны давать конкретные толкования или случайные ответы.

Умеренная умственная отсталость (более легкие варианты имбецильности)

Дети овладевают навыками самообслуживания, могут освоить простейшие трудовые операции путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация этих детей возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных представлений к обобщениям. Такие дети не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях.

Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

Познавательная деятельность ограничена возможностью формировать только простейшие представления; абстрактное мышление, обобщения недоступны. Дети овладевают лишь элементарными навыками самообслуживания, их обучение невозможно. Словарный запас ограничен одним-двумя десятками слов, достаточных для сообщения о своих основных потребностях. Часто присутствуют неврологические расстройства. Дети нуждаются в постоянном присмотре и обслуживании.

Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Идиотия – наиболее грубое нарушение развития познавательных способностей. Дети с умственной отсталостью не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр., их речь либо совсем не сформирована, либо состоит из небольшого числа простейших слов, обращенную к ним речь понимают мало, могут не узнавать близких людей, не отличать съедобное от несъедобного (проглатывают несъедобные предметы, часто не ориентируются в пространстве (падают с большой высоты, редко формируют представления о горячем, остром и др. (могут получать повреждения, ожоги). В большинстве случаев недоразвитие интеллекта сопровождается моторными нарушениями и тяжелыми соматическими аномалиями. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей.

Несмотря ни на что, умственно отсталые дети, относящиеся к числу обучаемых, могут развиваться. Чтобы проводить такую работу, необходимо хорошо знать особенности и возможности данной категории детей. И потому такая работа наиболее эффективна в том случае, когда ее осуществляют специально подготовленные педагоги в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями
Опубликовано: 26 марта 2023 в 19:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 мая. День собак на МААМ

 Сегодняшний праздник посвящен нашим верным и преданным четвероногим друзьям — собакам. В качестве домашних питомцев они делают нашу жизнь интереснее  приятнее, а также помогают людям разных профессий —...

29 мая. День Гжели на МААМ

Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Самобытная...


Горячие темочки



Используя МААМ принимаете Cоглашение