Надежда Карасева
Особенности развития детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. В статье расскажем о том, какие особенности имеют малыши с ОВЗ, какие категории их выделяются и как им можно помочь.
Кто такие дети с ОВЗ?
Публикация «Особенности развития детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребенку нужна дополнительная поддержка и коррекция.
Дети с ограниченными возможностями — это очень неоднородная группа, в нее входят малыши с разными видами нарушений:
слуховыми (глухие, слабослышащие);
зрительными (слепые, слабовидящие);
речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);
опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т. д.);
интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);
эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);
комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т. д.).
Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности. Поэтому для работы с ними требуется индивидуальный подход и дифференцированная коррекция.
Причины ОВЗ у детей
Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно условно разделить на три группы: врожденные, приобретенные и социальные.
Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности. Сюда относят:
хромосомные аномалии (например, синдром Дауна, синдром Клайнфельтера, синдром Тернера и т. д.);
генетические заболевания (например, фенилкетонурия, цистический фиброз, гемофилия и т. д.);
инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и т. д.);
токсическое воздействие на плод алкоголя, наркотиков, лекарств, радиации и т. д. ;
недостаток кислорода или питательных веществ у плода;
травмы или пороки развития плода.
Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения. Сюда относят:
инфекционные заболевания (например, менингит, полиомиелит, энцефалит и т. д.);
травматические повреждения головного мозга, позвоночника или конечностей;
опухоли головного мозга или других органов;
эндокринные нарушения (например, сахарный диабет, гипотиреоз и т. д.);
иммунные нарушения (например, аутоиммунные заболевания, аллергии и т. д.);
хронические заболевания сердца, легких, почек или других органов.
Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения. К ним относятся:
недостаток эмоциональной поддержки или любви со стороны родителей или близких;
насилие, избиение или злоупотребление со стороны родителей или близких;
недостаток качественного обучения;
дискриминация, изоляция или стигматизация малыша по какому-либо признаку.
Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребенка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.
Как определить наличие ОВЗ у ребенка?
Определить наличие нарушений у ребенка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определенных условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением
Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:
задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т. д.);
нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т. д.);
нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т. д.);
нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т. д.);
нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т. д.);
нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т. д.).
Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, не стоит паниковать или винить себя. Возможно, это временные трудности или особенности развития, которые могут быть исправлены с помощью специалистов. Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию
Как помочь детям с ОВЗ?
Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями. Для этого нужно создать для них особые условия и сопровождение.
Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:
адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т. д.);
адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т. д.);
адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учет освещения, шума и т. д.).
Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т. д., направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:
диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;
консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;
коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т. д. ;
развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;
социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.
Для того, чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо также учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.