Получи документы

Особенности развития детей шестилетнего возраста

Луничкина Евгения
Особенности развития детей шестилетнего возраста

Особенности развития детей шестилетнего возраста.

Цель: Показать психологические особенности 6-тилетних детей и некоторые особенности их обучения.

План:

1. Психологические особенности детей 6-тилетнего возраста.

2. Особенности психологии личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста.

3. О некоторых особенностях обучения 6-тилетних детей.

Публикация «Особенности развития детей шестилетнего возраста» размещена в разделах

До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9-10 лет (обучение в 1-3 классах). Сейчас, в связи с переходом к обучению с 6 лет и четырехлетней начальной школы, нижняя граница возраста сдвинулась. Но для того, чтобы успешно решать задачу обучения и воспитание шестилетних детей, необходимо хорошо знать психологические особенности этого возраста. Ребенок шести лет по степени своего психологического развития значительно отличается от семилетнего ребенка, хотя их разделяет всего лишь год. Различие заключается в качественном своеобразии психического склада. Обучение и воспитание шестилетних детей должны строится с учетом их возрастных психических особенностей и возможностей, а, следовательно, быть в какой-то мере качественно иным, чем обучение первоклассников семилетнего возраста.

1.1. Психологические особенности детей шестилетнего возраста.

Самое существенное, что характеризует детей шестилетнего возраста - это постепенный переход от одной ведущей деятельности в другой: от игровой деятельности к учебной деятельности. Новая ситуация развития меняет социальное положение ребенка в обществе, место, занимаемое им среди окружающих людей. Новое положение, новые требования, новый вид деятельности делают шестилетний возраст неким рубежом, разделяющим возраст на уже наличие непроизвольных форм проявления психических явлений и активным их развитием в направлении произвольности. В психологических особенностях детей данного возраста следует отметить общую тенденцию- постепенный переход от доминирования непроизвольных форм психической деятельности и поведения к произвольным формам (конечно в элементарных формах). Восприятие начинает аналитических характер, дети вычленяют отдельные стороны, черты на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской деятельности. Любознательность сочетается с тем, что при восприятии дети склонны обращать внимание на яркое, впечатляющее,которое не всегда является существенным. Для шестилетнего ребенка трудности возникают при восприятии и дифференциации временных показателей и интервалов.

Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, непроизвольностью, частой отвлекаемостью. Объем внимания узок, составляет 1-2 объекта.

Память отличается высокой степенью развития механического запоминания, связанного с буквально точным воспроизведением. Несмотря на развитие произвольного запоминания, непроизвольное запоминание остается доминирующим. Самоконтроль запоминания еще не сформирован. Образная память пока еще преобладает над словесно-логической, несмотря на заметное развитие последней.

Воображение достаточно развито. Оно становится не только воспроизводящем, но и творческим.

Мышление шестилетних детей в основном наглядно-образное, однако в затруднительных ситуациях они возвращаются к наглядно-действенному мышлению, так как порой не могут решить поставленную задачу вне практических действий с предметами. Тем не менее, наглядно-образное мышление создает предпосылки для развития абстрактного мышления (дети начинают мыслить о вещах, непосредственно не воспринимаемых). Кроме того, отметим и другие слабости мышления- это: неупорядоченность, разрозненность, отрывочность, несвязность знаний; неумение обосновывать, аргументировать, доказывать Детям трудно удерживать в сознании одновременно несколько признаков, которые необходимо сопоставлять, соотносить при решении той или иной мыслительной задачи. Для мышления шестилеток характерна «концентрация мышления», то есть ребенок воспринимает окружающее только со своей собственной, реально занимаемой им позиции (например, ребенок знает, где у него правая и левая рука, но не может может определить правую и левую руку у человека, сидящего напротив). Слаба нерасчлененность разных свойств и признаков предметов (например, ребенку показывают два совершенно одинаковых шарика из пластилина. На его же глазах один шарик раздавливают, превращают его в лепешку. После чего ребенок утверждает, что в лепешке пластилина больше, чем в шарике).

Многие дети отличаются довольно четким произношением, однако некоторым детям свойственны дефекты звукопроизношения. Дети начинают стремиться понять грамматическую основу языка. Словарный запас ребенка колеблется в пределах 3000-5000 слов. Речь носит в основном описательный характер, появляются зачатки объяснительной речи. Диалогическая речь преобладает над монологической речью, последняя заметно развивается : ребенок начинает пересказывать сказку, рассказывать об увиденном и т. д. В речи появляются сравнения, эпитеты. Речь ребенка шести лет носит эгоцентрический характер, то есть речь, направленная на самого себя, обращенная к себе. Дело в том, что ребенок часто еще не умеет мысли про себя, а мыслит в слух. Получается, что эгоцентрическая речь и есть средство осознания ребенком своих действий, средство управления, планирования, своей деятельности. Эгоцентрическая речь постепенно преобразуется во внутреннюю речь.

Особенности психологии личности и межличностных отношений детей шестилетнего возраста. Шестилетний возраст- начальный период фактического склада черт личности, относительно устойчивых ее проявлений. В этом возрасте начинается формирование нового типа поведения, который определяется представлениями детей о поведении и действиях взрослых людей. Развиваются мотивы поведения : наряду с преобладающими в этом возрасте личными мотивами начинают приобретать значения и общественно значимые. Ребенок довольно четко дифференцирует мотивы «хочу» и «надо». В этом возрасте появляются такие мотивы, как:

- мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них;

- мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми в семье и школе;

-мотивы личных утверждений, самолюбие, самоутверждение;

У ребенка шести лет непрерывно возникают самый разнообразные потребности, которые постоянно сменяют друг друга. Дело в том, что актуальные потребности теснейшим образом переплетаются с импульсивной активностью, т. е. с переходом к действию с первого же пробуждения, без промедления.

Постепенно начинают формирования моральных чувства, в особенности, чувство долга и ответственности.

Заметно возрастает способность оценивать свою деятельность и поведение. Но самооценка ребенка в одном виде деятельности может отличатся от его самооценки в других. Например, при оценивании своих достижений, ребенок может правильно оценивать себя в пении, переоценивать в грамматике, недооценивать в рисовании и т. д. При самооценки шестилетний ребенок в первую очередь ориентируется на указания и оценку взрослых- родителей, но формируется и самооценка, основывающаяся на норме поведения («я плохо спел», «я поступил хорошо»).

Развиваются коллективные черты личности. Дети шестилетнего возраста обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других детей, способны к сопереживанию. Но еще не всегда они могут становиться на точку зрения других, пожертвовать своими личными интересами ради общих, групповых интересов.

О некоторых особенностях обучения шестилетних детей.

Исходя из выше изложенного, что же должен знать и учитывать учитель при обучении шестилетних детей :

- учитель должен иметь представление о состоянии здоровья своих учеников для того, чтобы осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе обучения и воспитания;

- на первых же уроках учитель должен выяснить, что знают, умеют дети для построения дальнейшей программы обучения;

- учитель не должен допускать перегрузок, переутомления школьников, так как это может отрицательно сказаться на состоянии здоровья, на их отношения к школе и учителю;

- учитель должен знать, что у шестилетних детей по-разному проходит период адаптации к школе;

- учитель должен знать вопрос, касающихся работоспособности детей шестилетнего возраста. Первая фаза-фаза вырабатывания, «вхождения» в деятельность (первый урок). Вторая фаза- фаза устойчивой, оптимальной работоспособности (второй, третий урока). Третья фаза- фаза постепенного спада работоспособности (четвертый урок). В связи с этим учителю необходимо следить за нарастанием утомления детей, не принуждать их к продолжению работы, если очевидно, что наступает спад работоспособности, а также чередовать смену одной деятельности другой (счет рисованием, чтение лепкой и т. д.).

- учитель должен знать о смене ведущих видов деятельности в шестилетнем возрасте. Чтобы этот переход был более безболезненным, необходимо в процессе обучения использовать игровые формы, различного рода дидактические игры.

Кроме того, учитель должен знать, что в процессе обучения шестилетних детей, он должен опираться на принципы:

- «не принуждать, а увлекать»;

- создавать у учеников «радость от успеха»;

- использовать принцип наглядности в обучении шестилетних детей. Связано это с тем, что мышление ребенка в основном, носит наглядно-образной. А понятный материал на основе имеющихся «возможностей» со стороны психики, вызывающее желание учится, положительное отношения к учебе у шестилетнего ребенка;

- необходимо воспитывать умение учится. В частности, следует учить детей контролировать и оценивать свою деятельность;

- доказано, что простейшие формы проблемного обучения доступны учащимся шести лет, в связи с этим, учителю необходимо тщательно подумать, как побуждать их к активной умственной деятельности, как организовать для них процесс самостоятельного поиска ответа на поставленные вопросы и проблемы.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Протокол №1 родительского собрания во второй младшей группе «Возрастные особенности развития детей 3–4 лет» От 09. 09. 2017г. Присутствовало: 15 человек. Отсутствовало: 6 человек причина: болезнь детей Приглашенные: учитель – логопед ФИО. Цель:.

Протокол родительского собрания на тему «Развитие творческих способностей детей шестилетнего возраста в ОД с применением ИКТ» Дата проведения 31. 01. 2020 года Присутствовало: 31 Отсутствовало: 7 (по причине нахождения на рабочих местах) Тема: «Развитие творческих.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития детей шестилетнего возраста
Опубликовано: 1 марта 2021 в 15:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД