Анна Архипова
Консультация для родителей «Особенности развития дошкольников 6–7 лет. Школьная зрелость»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности развития ребёнка в возрасте 6-7 лет.
Наблюдая ребёнка, в первую очередь задаёшься вопросом, достаточно ли он созрел для того, чтобы поступить на обучение в 1 класс общеобразовательной школы и своевременно справляться с предлагаемым ему учебным материалом.
Обратимся к законодательному аспекту.
В Германии к обучению в 1 класс принимаются дети, которым 6 лет исполнилось не позднее 1 апреля текущего года. В Финляндии в школу поступают дети, достигшие 7- летнего возраста. В России в школу принимаются дети в возрасте от 6,5 лет до 8 лет. Получается, что нередко родители и педагоги стоят перед выбором, а именно: стоит ли переводить ребёнка из подготовительной группы в 1 класс или нужно подождать год и понаблюдать за развитием. Следует учитывать и то, что школьный педагог стремится сформировать однородный по возрасту класс, сообразно особенностям используемой программы.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития дошкольников 6–7 лет, Школьная зрелость“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В связи с этим, нужно обратить внимание на следующее:
Телесный облик:
Если взглянуть на телесный облик ребёнка, достигшего школьной зрелости, то бросаются в глаза явственные изменения:
-туловище начинает вытягиваться
-пропорция голова/тело при рождении 1\4 меняется на 1\6.
- исчезает детская пухлость и пузатость, к концу шестого года начинается активный рост конечностей
-появляется шея и талия
-плечевой пояс становится более широким, ясно просматриваются ключицы и коленные чашечки
-более узкими становятся ступни и кисти рук
- позвоночник приобретает s- образный изгиб
-меняется лицо: а) плоский лоб, он не так доминирует, как раньше
- нижняя часть лица растёт быстрее верхней, рост челюстей создаёт место для постоянных зубов.
- появление первых постоянных зубов или одного из них говорит о том, что эмаль их уже сформирована и деятельность организма по формированию органов и тела близится к концу.
С этого момента ребёнок может работать внутренне, и работая, учиться, а также действовать из представлений и памяти.
К вопросу о скуке…
В возрасте 6- 6.5 лет возникают изменения, как в желании играть, так и в самой игре. Ясно, что ребёнок вступает в новую фазу жизни, что обычно сопровождается кризисом. Он словно входит в себя, он не стремится больше в детский сад, не хочет ничего делать, ему кажется, что никто не хочет с ним играть, хотя дети зовут его в игру. Ребёнок чувствует себя изолированно. У взрослого может возникнуть чувство, что фаза игры уже закончена, и нужно ему давать задание, занять его. Но это не так. Скука говорит о внутреннем раздражении, которое часто сопровождает телесное развитие. Ребёнок, который никогда не испытывал скуки никогда не возьмёт инициативу в свои руки, уверенный, что внешний мир его развлечёт. Ребёнок действительно готовый к 1 классу, сам способен на активность. Он своё самосознание будет строить из собственных представлений, а не от требований окружающих. Когда ребёнок выходит из замкнутости, став опять активным, теперь ему можно давать задания.
Ребёнок, поступающий в первый класс, должен проявлять следующие телесные способности (в ходе непринуждённой спонтанной игры, без «теста») :
-ходить по бревну или линии
- кидать и ловить большой мяч
- прыгать на одной ноге
- скакать как «зайчик»
-ходить по лестнице, меняя ноги на каждой ступени
-завязывать банты, шнурки, молнии
-иметь способности к овладению иглой и спицами
-владеть телом (ладони, глаза)
-доставать до мочки противоположного уха через макушку
-при рукопожатии отделять большой палец
- не впадать в неуправляемую активность
- конечности употреблять более активно (двигать мебель и тяжёлые предметы)
В социальном и эмоциональном развитии детей в возрасте 6-7 лет происходят следующие изменения
- развивается потребность другого человека
- появляется общественное сознание (ребёнок начинает что-то делать для других)
- игра становится более целенаправленной
- ребёнок многое может представлять во время игры (предметы уже не так важны)
- увеличивается количество длительных дружеских связей
- появляется возможность выполнять команды другого человека
- старший дошкольник способен уделять внимание взрослым по просьбе, а также подождать пока уделят внимание ему самому
- он уже умеет не бросать дело на половине, не зависеть от «внешней страховки» (подсказка в последовательности), не становиться агрессором или жертвой
- может осознавать себя как творца, чувствуя разницу между задуманным и полученным результатом; это ведёт к построению основ естественного уважения, ощущению того, что некоторые вещи он не способен сделать также хорошо как взрослый
-отмечается всё больший контроль собственных чувств (требуется меньшее вмешательство взрослых)
- ему нравится шептаться, придумывать секреты (сознание внутренней и внешней жизни), рассказывать о снах, выдумывать новые слова, рифмы.
Какие изменения происходят в волевой сфере и мышлении?
-ребёнок, достигший школьной зрелости способен к воспоминанию последовательности уже произошедших событий по желанию
-может концентрироваться на деятельности в течение десяти – пятнадцати минут
-его речь беглая,чёткая, мысли выражаются полноценно
- происходит также развитие причинного (каузального) мышления
- активно употребляются формы времени в речи
- появляется склонность к устраиванию интриг, хитростей, сочинению шуток, простых загадок
- типичные почему (вопросы ради вопросов) сменяются на настоящую любознательность
В самостоятельном рисовании и живописи тоже можно заметить некоторые особенности :
В рисунке появляется
- сознательная цель (рисование конкретного объекта)
- симметрия (говорит о разделении функций мозга по полушариям)
- эксперименты (точки, капли, штрихи)
- переход от основного акцента к линиям и закрашиваниям
- летящие птицы, горные кряжи (картины,связанные со сменой зубов)
- отделение земли и неба
- треугольные крыши, лестницы (картины, связанные с развитием каузального мышления
Учитывая особенности развития детей этого возраста, можно также определить основные цели и задачи, которые выполняются на занятиях с дошкольниками 6-7 лет. А именно:
• развитие моторики, как крупной, так и мелкой.
• формирование социального поведения.
• умение концентрироваться.
• развитие внимания.
• развитие речи.
• формирование привычки систематических занятий.
• развитие уверенности в себе.
• ориентация во времени и пространстве.
• формирование математических представлений.
• развитие интереса к учёбе.
Библиография:
1. Вернер Кристиан Симонис «Ребёнок до семи лет» .
2. Джоан Алмон «Школьная зрелость и родственные ей темы».