Екатерина Эргешова
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Учитель-дефектолог Эргешова Е. А.
Одним из признаков отклонений в развитии у детей с расстройствами аутистического спектра служат особенности формирования и функционирования их коммуникативной сферы. Ряд исследователей данной проблемы (В. М. Башина, О. Б. Богдашина, М. Ю. Ведина, Л. Винг, Ф. Р. Волкмар, Дж. Гулд К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская) отмечают, что отклонения затрагивают не только саму речь ребёнка, но и невербальный компонент коммуникации.
Публикация «Особенности развития коммуникативной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мнению К. С. Лебединской и О. С. Никольской, аутизм представляет собой аффективное нарушение, в котором возможно выделение следующих 4 групп аутичных детей в зависимости от таких критериев, как характер и степень тяжести аутизма и дезадаптация ребёнка, возможность социализации в соответствии с уровневой системой аффективной регуляции:
1-я группа: полная отрешённость, отгораживание от внешнего мира, отсутствие активного взаимодействия с окружающей средой. Данная группа обладает наибольшей степенью выраженности аутистического дизонтогенеза;
2-я группа: активное отвержение мира, ощущение физического дискомфорта, страдающий вид, избирательность в еде, приступы страха. Речи свойственны штампы, эхолалии.
3-я группа: поглощённость своими переживаниями, стереотипное воспроизведение ситуаций пережитого дискомфорта или страха, демонстрация избирательного интереса в определённой области. Речь грамотная, развёрнутая. Главная проблема детей данной группы заключается в установлении диалога с людьми и гибком взаимодействии со средой;
4-я группа: трудности общения с людьми и окружающим миром. У детей данной группы отмечается наименее глубокая степень аутизма, им необходима постоянная эмоциональная поддержка и одобрение со стороны взрослых.
Таким образом, одна из типичных особенностей клинической картины детского аутизма, которая может быть использована в качестве её критерия, заключается в парадоксальности проявлений поведения ребёнка с РАС.
I. Невербальная коммуникативная деятельность.
Развитие невербальной коммуникации в онтогенезе предшествует формированию вербальной коммуникации и представляет собой первое средство общения между младенцем и матерью. Уже на этапе младенчества у детей с РАС обнаруживаются отклонения, главным из которых является отсутствие зрительного контакта: ребёнок не начинает смотреть в глаза, причём не только в нормативные сроки, но и по их истечении. Необходимо отметить, что указанное отклонение сохраняется не во всех случаях и исчезает при установлении доброжелательных отношений.
В нормативные сроки у младенцев с диагностированным впоследствии расстройством аутистического спектра появляется улыбка, однако она наблюдается редко и не имеет практически никакой коммуникативной нагрузки. Возраст 5 месяцев характеризуется признаками мимолётной радости, однако проявления активного направленного интереса к общению с окружающими отсутствуют.
В младенческом возрасте у ребёнка с РАС отмечается индифферентность к тактильным контактам, отсутствие реакции на желание взрослого взять его на руки: «не возникает специфических поз готовности, приникания к матери». Однако К. С. Лебединская и О. С. Никольская отмечают, что некоторые дети при попытке взять их на руки не оказывают сопротивления, на слабые тактильные контакты, например, поглаживание или лёгкое прикосновение они демонстрируют положительную реакцию (шевеление руками и ногами, улыбка).
В возрасте 12 месяцев отклонения в сфере невербальной коммуникации проявляются более отчётливо. Одним из них является неиспользование указательного жеста, либо протягивания: ребёнок не пытается показать окружающим то, что ему кажется интересным. При желании получить находящийся в недоступной зоне предмет ребёнок с РАС может брать взрослого за руку и тянуть его к этому объекту, при этом тщательно избегая зрительного контакта: «именно рука, а не сам человек, должна достать желаемое». Также отсутствует отклик на невербальные средства общения окружающих, такие как протягивание или указывание.
Редкими и маловыразительными оказываются мимические средства выражения эмоционального состояния. Наблюдаются значительные затруднения при восприятии и декодировании мимических сигналов, жестов и интонации. Согласно Е. М. Мастюковой, 50-70% детей с РАС на всех этапах своего развития практически не используют язык жестов и мимики в коммуникативных целях. Тем не менее, как отмечает Т. И. Морозова, понимание устной речи ребёнком с аутизмом осуществляется с опорой именно на жесты, мимику, интонацию. Ещё одной специфической особенностью развития невербальных средств коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра является их формирование в пределах нормативных сроков.
II. Вербальная коммуникативная деятельность.
Необходимо отметить, что специфические речевые проявления аутизма у детей с расстройством аутистического спектра отмечаются в возрасте до 3 лет. Согласно Л. Визнеру и Ф. Р. Волкмару, уже после 12 месяцев у детей с РАС не наблюдается существенных отличий в особенностях развития коммуникативной области от отклонений, наблюдаемых у детей более старшего возраста, что затрудняет возможность детальной возрастной характеристики особенностей развития речи у детей с аутизмом. Тем не менее, в рамках данного исследования была предпринята попытка более дифференцированно определить основные особенности таких аспектов речевой деятельности, как фонетико-фонематический и лексико-грамматический строй речи у дошкольников с РАС и их понимание речи.
Процесс доречевого развития ребёнка с расстройством аутистического спектра длится приблизительно до 1 года. При этом гуление возникает в основном в пределах возрастной нормы, однако может быть бедным и маловыраженным, что проявляется в отсутствии интонирования. Подобным образом характеризуется и лепет: при проявлении в нормативные сроки имеет слабую степень выраженности. В 11% случаев, согласно К. С. Лебединской и О. С. Никольской, лепет не возникает вообще. Звуки лепетной речи используются детьми с РАС в большей степени для игры ими, но не в качестве средства привлечения внимания или общения.
В тот же период, что и у нормально развивающихся сверстников, у детей с расстройством аутистического спектра появляются первые слова, однако их употребление в большинстве случаев характеризуется отсутствием соотнесения с объектом. Первые слова могут быть довольно нетипичными для данного возрастного этапа («обезьяна», «чайка»).
В. М. Башиной и Н. В. Симашковой выделены следующие причины задержки речевого развития у детей с расстройством аутистического спектра :
1. Задержанное развитие;
2. Задержка в становлении «сознания Я»;
3. Психический регресс;
4. Кататонические нарушения;
5. Патология ассоциативного процесса [6].
В отечественной психологии и педагогике (работы Е. Р. Баенской, К. С. Лебединской, М. М. Либлинг, И. И. Мамайчук, Т. И. Морозовой, Л. Г. Нуриевой) специфика развития речевой деятельности у детей с расстройством аутистического спектра определяется в зависимости от степени тяжести дезадаптации по классификации О. С. Никольской. Особенности их речевого развития обусловлены степенью тяжести аффективной патологии и включают в себя:
1. Недоразвитие коммуникативного аспекта речи (неиспользование речи для взаимодействия с окружающими);
2. Отсутствие или трудности в употреблении личных местоимений;
3. Склонность к автономной речи;
4. Неологизмы и эхолалии.
Помимо данных особенностей существуют различные варианты развития речи :
практически полное её отсутствие (мутизм);
отсутствие слов;
произнесение слов вне коммуникации с последующей потерей;
усложнение речи с сохранением эхолалий и трудностей в освоении 1-го лица.
III. Понимание речи.
Младенческий возраст у ребёнка с расстройством аутистического спектра характеризуется отсутствием отклика на обращённую к нему речь. В возрасте около 1 года ребёнок с РАС только начинает отзываться на своё имя; почти не поворачивает голову в ту сторону, откуда слышит голос матери; практически не проявляет интерес к речи взрослых; не отличает звуки речи окружающих от бытовых окружающих шумов. Кроме того, он не способен выполнять простые инструкции в течение долгого времени. На втором году жизни ребёнок в большинстве случаев также не реагирует на слова и обращения, однако уже откликается на приглашения поесть или поспать. Наибольшие затруднения вызывает произвольность речи, организация собственного внимания и поведения в соответствии с услышанным. Согласно К. Гилберту и Т. Питерсу, многие дети с аутизмом могут хорошо понимать отдельные существительные и глаголы, однако сами редко проявляют данную способность, в результате чего их самостоятельная речь более чем в 50% случаев не является осмысленной.
IV. Фонетико-фонематический аспект речи.
Проблема особенностей звукопроизношения детей с расстройством аутистического спектра затрагивается в работах Н. И. Григорьевой и Т. И. Морозовой, которые выделяют такие виды его нарушения, как замена, искажение, отсутствие и смешение звуков, при этом замены обладают большей частотностью по сравнению с искажениями. У детей с РАС, как и у нормально развивающихся сверстников, зачастую страдают такие звуки позднего онтогенеза, как свистящие, шипящие и сонорные. Также отмечаются случаи нарушения произношения по типу дизартрии или дислалии, обладающие собственной спецификой и более стойким характером по сравнению с детьми без аутизма. Причинами данных особенностей служит определённая стереотипность детей с РАС, а также трудности применения полученных знаний на новом материале. Кроме того, была выделена группа детей с нарушениями звукопроизношения, имеющими нестойкий характер, при которых картина проявления схожа с дизартрией или дислалией: «на высоте аффекта или в комфортной для ребёнка ситуации нечёткая речь приобретает нормативный характер».
Как было сказано ранее, дети с расстройством аутистического спектра обладают специфической интонацией, проявлениями которой служит необычное звучание речи из-за странных ударений и интонаций, а также изменения темпа, силы и высоты голоса. Согласно Т. И. Морозовой, у детей с РАС «страдает эмоциональный рисунок высказывания». В работах М. Ю. Вединой и О. С. Никольской, посвящённых анализу особенностей просодического аспекта речи, отмечается, что дети с РАС «имеют скандированные или специфические певчие интонации и шепотное начало эхолалий».
Е. М. Мастюкова выделяет такие особенности фонетико-фонематического аспекта речи детей с РАС, как своеобразная интонация, фонетические и голосовые нарушения (высокая тональность в конце слова или фразы, скандированное произношение. Согласно Л. Каннеру, наиболее заметными и стойкими являются именно нарушения просодики, сохраняясь даже при успешном развитии других аспектов речи. Эхолалии могут служить признаками того, что ребёнок способен дифференцировать звуки человеческой речи и воспроизводить их. Правильное с точки зрения фонетики, грамматики, синтаксиса и просодики воспроизведение речи в монологе и эхолалии при попытке спонтанного ответа может сменяться смазанной и аграмматичной речью. При верной номинации предметов и адекватном понимании семантики слов дети с РАС, имеющие сохранный интеллект, зачастую испытывают трудности с использованием данных предметов в повседневной жизни. У высокофункциональных аутистов особые трудности при фонематическом восприятии речи выявлены не были.
V. Лексико-грамматический строй речи.
Согласно Л. Г. Нуриевой, активный словарь у ребёнка с расстройством аутистического спектра до 2-2,5 лет увеличивается, что проявляется в запоминании строчек из стихов и песен, а также слов, произнесённых взрослыми в аффекте. Однако уже к 3 годам возникает регресс, выражающийся в потере усвоенной лексики при переходе к активному овладению речью. Как утверждают Л. Ватсон и Л. Маркус, в возрасте 2 лет словарь ребёнка с РАС включает в себя не более 15 слов, а появившиеся слова быстро исчезают. В 3 года ребёнок может использовать язык не творчески, то есть осуществлять редкие комбинации слов и повторять фразы, также отмечаются эхолалии. К 4 годам ребёнок с РАС не использует речь для просьб, вместо этого берёт взрослого за руку и ведёт к предмету.
Как утверждает Е. М. Мастюкова, на ранних этапах у детей с РАС существует возможность достижения нормального и даже ускоренного темпа развития речи. Однако впоследствии, в возрасте до 30 месяцев, данный этап сменяется периодом утраты речевых умений. Она выделяет такие характерные особенности речи детей с аутизмом, как автономность, называние себя во 2-м и 3-м лице, неиспользование вербальных средств общения, эхолалии.
Причины эхолалии у детей с расстройством аутистического спектра, согласно Дж. Робертс и Т. И. Морозовой, обусловлены «непониманием сказанного, нейродинамическими особенностями с дизонтогенетическими и аффективными трудностями, а также проявлениями кататонии». Не имея собственно коммуникативной нагрузки, эхолалии могут выступать в качестве способа аутостимуляции, при этом в ряде случаев наблюдается некая осознанность в их использовании. В 61% случаев фразовая речь появляется в возрасте 1,5-2 лет и выполняет «комментирующую» функцию («это дом», «у бабы тряпка», не имея собственно коммуникативной нагрузки.
Одно из главных нарушений речевой деятельности у детей с РАС заключается в неспособности правильно использовать личные местоимения (в первую очередь местоимение «я»). В рамках экспериментальных исследований, осуществлённых О. Б. Додзиной, было установлено, что участников выборки (2-я группа по О. С. Никольской) не относит местоимение «я» на свой счёт при его произнесении; участников заменяет местоимение «я» на «ты» или «он». Употребление местоимения «мне» наблюдалось лишь в случаев.
Исследование Т. В. Ахутиной, Н. Г. Манелис и Н. В. Меликян, нацеленное на анализ особенностей речи у детей c аутизмом в возрасте 4-10 лет позволило сделать вывод, что для их грамматического строя характерно неправильное употребление и изменение глагольных форм, незаконченность предложений, пропуск местоимений и служебных слов, главных членов предложения. Большие затруднения вызывает самостоятельное составление и развёртывание рассказа в монологической речи. Несмотря на имеющиеся навыки словообразования, дети с РАС в возрасте 3,5-10 лет употребляют в 2 раза меньше слов по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Их фразы намного короче, выражены существительным, либо сочетанием существительного и глагола, несмотря на возможность употребления всех частей речи. Преобладающим типом фразы является «субъект + глагол + объект».
К 4 годам у детей с РАС наряду с сохранением эхолалий, используемых в целях коммуникации, и копированием ведущих телепередач развивается способность творчески создавать комбинации из 2-8 слов, отмечается произнесение просьб. Согласно М. Ю. Вединой и О. С. Никольской, многочисленные цитаты и речевые штампы, используемые детьми с РАС для общения, сопровождаются «проявлением чуткости к ритмической и фонематической структуре слова в русле стереотипных увлечений», благодаря чему они могут артикулировать сложно выговариваемые слова, читать очень длинные стихотворения и рифмовать.
Однако следует отметить, что указанные изменения нельзя воспринимать слишком буквально, поскольку на современном этапе развития науки многие аспекты дефектологии остаются не до конца изученными. Важную роль при этом играют индивидуальные особенности самого ребёнка. Необходимо учитывать, что указанные речевые проявления в большинстве случаев являются способом проявления аутостимуляции и не выполняют своей основной (коммуникативной) функции. Как отмечают М. Ю. Ведина и О. С. Никольская, «сложности развития развёрнутых гибких форм речевого взаимодействия отмечаются с дошкольного до школьного возраста».
Подводя итог, можно сделать вывод, что расстройство аутистического спектра оказывает негативное влияние не только на вербальный, но и на невербальный аспект коммуникации детей с данным диагнозом. В результате ребёнок оказывается неспособен устанавливать и поддерживать контакт с людьми, реагировать на стимулы со стороны окружающих при помощи речи, жестов, мимики, поз. Вариативность речевого развития обусловлена такими факторами, как степень тяжести расстройств аффективной сферы, индивидуальные особенности ребёнка, уровень его интеллектуального развития, а также время начала коррекционно-педагогической работы. У ребёнка с РАС стереотипное использование тех или иных речевых умений может характеризоваться достаточно высоким уровнем речевой компетентности, однако целенаправленный акт коммуникации вызывает комплекс проблем, затрагивающих разные уровни речевой системы.