Папки-передвижки

Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи

Лариса Хабитова
Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи

Одной из ключевых идей образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО, является компетентностный подход, который призван преодолеть разрыв, существующий между знаниями обучающихся и умениями их применять для решения жизненных задач, создает условия для овладения учениками ключевыми компетенциями в литературном и математическом образовании. В настоящее время в ФГОС НОО определено, что формирование читательских умений является обязательным этапом в развитии личности ребенка. Именно читательские умения позволяют достичь необходимый для продолжения дальнейшего образования уровень читательской грамотности, дают представления об особенностях психического развития ребенка.

Публикация «Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи» размещена в разделах

Младший школьный возраст относят к возрасту наиболее стремительного развития человека, первоначального формирования психических и физических его качеств, необходимых в течение всей последующей жизни, складывания свойств и особенностей, определяющих его индивидуальное личностное развитие. Особенностью периодов от рождения до поступления в школу является обеспечение уровня общего психического развития ребенка, что в дальнейшем будет служить основой для приобретения знаний в различных областях жизни.

Дети младшего школьного возраста с нарушениями речи имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, порожденных первичным недостатком – нарушением речи. Эти особенности не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Речь у детей данной категории фразовая развернутая, с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. У них нарушено звукопроизношение, а также нарушено согласование числительных с существительными и образование множественного числа существительных. Ограничен словарь антонимов, синонимов, глаголов, относительных прилагательных. Нарушен звуковой анализ и синтез. Наблюдаются нарушения последовательности изложения текста: пропуск слов и предложений; перестановка членов предложения. В речи детей встречаются разнообразные аграмматизмы, ошибки в управлении и согласовании, в употреблении служебных слов и временных глаголов, трудности в слово- и формообразовании. Дети успешнее осуществляют полный пересказ доступного им текста, чем изложение его основного содержания.

Психическое развитие детей с нарушением речи подчиняется в процессе обучения закономерностям, которые обнаруживаются в развитии детей с нормой речевого развития. Вместе с тем у них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития. Так, при всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10–11 лет).

Для того, чтобы помочь младшим школьникам с нарушением речи овладеть позицией «читателя» существуют следующие методические особенности формирования у них навыков смыслового чтения.

1. Постепенный переход от отдельных усилий ученика по произведению конкретных операций к автоматизации всех процессов, предполагающий овладение, а затем развитие технической стороны чтения при параллельной работе над смысловой стороной чтения.

2. Соблюдение структуры технологии чтения, включающей следующие этапы:

работа с текстом до чтения (антиципация; определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; прогнозирование; постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе);

работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, выявление первичного восприятия; повторное чтение, анализ текста);

работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, формулирование основной идеи текста, знакомство с писателем, соотнесение видения художника с читательским представлением, творческие задания и др.).

3. Обеспечение в классе определенного режима работы:

упражнения в чтении должны быть каждодневными;

отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок;

специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи, собственно чтение про себя;

следует прилагать усилия в направлении зоны ближайшего развития ребенка, в данном случае на развитие смысловой памяти и смыслового понимания текста.

Таким образом, одна из важнейших задач начальной школы – формирование у каждого ученика полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего обучения. Одновременно с развитием навыка чтения развивается восприятие смысла прочитанного. Для того чтобы младшие школьники овладели смысловой стороной чтения на достаточно высоком уровне учителями должны быть учтены все рассмотренные особенности смыслового чтения и требования ФГОС начального общего образования к формированию навыка смыслового чтения. Образовательные стандарты нового поколения заставили педагогов по-новому взглянуть на значение слова «чтение», поэтому сегодня чтение – это качество человека, которое нужно формировать, развивать и совершенствовать, начиная с начальной школы.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Доброта в мире животных» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития речи и пополнения словарного.

Презентация «Развитие речи у старших дошкольников и младших школьников в игровой форме «Наше отношение к животным» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию для развития речи и пополнения словарного запаса у детей в процессе.

Презентация «Развитие в игровой форме мышления и речи у старших дошкольников и младших школьников «Все мы разные» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю следующую презентацию, из серии пособий для развития мышления, речи и пополнения словарного.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития навыка чтения у младших школьников с нарушением речи
Опубликовано: 20 марта 2023 в 11:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД