Лучший педагог года

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством

Татьяна Кострова
Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством

Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности порождения, развития, динамику активности. В системе познавательных процессов активность наиболее отчетливо выступает на трех существенно различных уровнях, различающихся специфическими особенностями саморегуляции. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г. — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)

Публикация «Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством» размещена в разделах

Понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования, формирования общих учебных умений, оптимизации познавательной деятельности учащихся, взаимоотношений детей со сверстниками и учителем; роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)

Активность ребенка все чаще побуждается его интересами и потребностями. Дошкольника интересует не только новый для него предмет сам по себе. Четырех-, шестилетние дети хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.). Это познавательное отношение отчетливо выступает в специфике детских вопросов, адресованных взрослым. (Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.)

Развитие познавательных интересов у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью. После 4 – 5 лет дети любят рассуждать, спорить, сравнивать разные вещи и явления между собой. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.)

Интерес у дошкольников выражен в глубоко эмоциональном отношении к окружающему, в ненасытном желании узнавать неизвестное, в радости от сделанных открытий, в формирующейся любознательности.

Интерес – это познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже. (Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., Просвещение, 1971 г.)

Человек, чем-либо интересующийся, удовлетворяется познанием объекта, и чем больше он его познает, тем сильнее растет его интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное прогрессивное значение в развитии личности. (Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. с. 199.)

В развитии ребенка чрезвычайно велика роль познавательной активности, или любознательности. Она является основой усвоения им культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества. (Общение и познавательная активность у дошкольников. Д. Б. Годовикова https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm)

Познавательная активность направлена на весь внешний мир, имеющий основой ориентировочный рефлекс, развивающий на его базе познавательную потребность, и выражающийся в построении образа мира посредством ориентировочно-исследовательской, или поисковой, деятельности.

Основными структурными составляющими познавательной активности являются познавательная потребность и саморегуляция поисковой деятельности (А. М. Матюшкин). (Общение и познавательная активность у дошкольников. Д. Б. Годовикова https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm)

Все авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Г. И. Щукина и др., считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. (Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2 https://www.pedlib.ru/Books/1/0099/1_0099-3.shtml#book_page_top).

Одним из значимых факторов развития познавательной активности является выбор таких средств, которые позволяют ребенку эффективно осваивать культурно-исторический опыт. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка. (Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.)

Изобразительная деятельность как раз и может в естественной, не искусственной, не навязчивой форме, логически связанной с задачами деятельности изображения, обогащения содержания детского творчества, обеспечить удовлетворение потребности ребенка в познании. А так как познавательная потребность не насыщаема, то постоянное расширение и обогащение представлений ребенка об окружающем его мире и их последующее отражение в изобразительной деятельности будут вызывать у детей положительные эмоции, положительное эмоциональное отношение к деятельности. В свою очередь изображение предметов и явлений в рисунках, лепке, аппликациях способствует уточнению и закреплению ранее полученных представлений и знаний и приобретению новых. Создавая изображения в разных материалах, дети познают их свойства, выразительные возможности. Ребенок в своем изобразительном творчестве отражает предметы и явления окружающей жизни, а это связано с познанием их внешних и, возможно, и внутренних свойств. Но и тогда, когда ребенок создает изображения по замыслу, придумывает не существующее в реальной жизни, этот процесс также связан с познанием, с развитием интеллекта ребенка, что в свою очередь стимулирует его познавательную активность. (Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – с. 25-26)

Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства, как считает Комарова Т. С., будет способствовать удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного строя, особенностями цветового решения каждого вида. (Народное искусство в воспитании дошк. под ред Т. С. Комаровой. с. 8)

Б. М. Теплов пишет: «Художественная деятельность, в разных ее формах, затрагивает самые различные стороны психики. Поэтому каждый ребенок способен к успешному и полноценному художественному развитию, если только правильно наметить наиболее близкую ему область искусства и наиболее соответствующие индивидуальным особенностям пути подхода его к этому искусству». (Б. М. Теплов Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды. С. 254-255).

Литература:

1. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников. https://www.voppsy.ru/issues/1984/841/841034.htm

2. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2 https://www.pedlib.ru/Books/1/0099/1_0099-3.shtml#book_page_top

3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.)

4. Люблинская А. А. «Детская психология» Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.

5. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д. И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.)

6. Штепина И. С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Психологические науки: теория и практика : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г. — М. : Буки-Веди, 2012. — С. 125-127.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с космосом Краткосрочный инновационный проект «Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с космическим.

Использование интерактивных методов обучения с целью развития познавательной активности детей дошкольников Система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые ФГОС дошкольного образования, профессиональный стандарт педагога.

«Невидимка-воздух». Занятие по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования Тема «Невидимка-воздух» Цель: развитие познавательной активности детей в процессе эксперементирования. Задачи: - знакомство с понятием.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ» СОЛЯННИКОВА Е. М.

Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром «Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром» На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение.

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста Актуальность проблемы. В современных исследованиях появились тенденции к преодолению учебной модели как в образовательной работе ДОУ в целом,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Опыт работы «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» ети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование,.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица Актуальность Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством
Опубликовано: 30 октября 2016 в 14:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД