Получи документы

Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии

Ольга Соколова
Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии

Анна Александровна Люблинская определяла речь, как могучее средство общения и взаимодействия людей.

В толковом словаре можно прочесть, что:

• речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Публикация «Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии» размещена в разделах

В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Развитие речи связано с органическим развитием мозга, но, тем не менее, в основном определяется воспитанием ребенка окружающими его взрослыми, а также специально организованной обстановкой.

Итак, почему у некоторых детей речевое развитие задерживается?

Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:

• Заболевание ушей и носоглотки;

• Длительные соматические заболевания, которые приводят к физическому истощению;

• Различные поражения ЦНС, которые сопровождаются общей задержкой в психическом развитии;

• Недостатки воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточного внимания, когда с ним не занимаются.

Для того, чтобы определить уровень сформированности речи, педагогу

необходимо знать особенности психоречевого развития ребенка раннего возраста, помнить, что темп речевого развития у детей может быть индивидуальным, владеть диагностическими методами.

Каковы особенности психоречевого развития детей раннего возраста?

Формирование четкой и правильной речи возможно благодаря нормальному функционированию физического и речевого слуха, полноценному строению, сглаженной работе губ, языка, мягкого неба, гортани, голосовых связок, а также речевого дыхания.

Строение голосового аппарата ребенка существенно отличается от строения голосового аппарата взрослого человека. Голосовой аппарат новорожденного приблизительно в 2 раза короче, чем у взрослого.

У малышей наблюдаются несовершенства речевого дыхания.

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи.

2. Неэкономичное, неравномерное распределение выдыхаемого воздуха: нередко ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова.

3. Неумелое распределение дыхания по словам: дитя вдыхает посередине слова.

4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то тихо, то громко.

Какими особенностями речевого развития характеризуется второй год жизни?

В этот период у ребенка резко возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается ее понимание, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает пользоваться упрощенными или звукоподражательными словами. Он уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомый, а к 1 году и 3 месяцам – выполнить простые действия, несложные поручения. Быстро растет количество слов, которые он понимает. В 1 год малыш говорит 6-10 слов. К двум годам его активный словарь достигает приблизительно 100 слов. Ребенок употребляет названия лишь тех предметов и игрушек, с которыми постоянно действует. С 1,5 лет ребенок начинает пользоваться простыми фразами. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: «Мама, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до 4. Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок будет пользоваться года через три. О предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно читать книжки.

Каковы особенности звукопроизношения ребенка второго года жизни?

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко почти все гласные и многие согласные звуки – М, П, Б, Т, Д, Н, К, Г, В, Ф, Й. Однако некоторые согласные часто произносятся им смягченно («дяй» вместо «дай»). Вместо общепринятых слов ребенок продолжает употреблять звукоподражания (собака – «ав-ав», часы – «тик – так» и пр.) Иногда вместо целого слова ребенок может произнести только ударный или первый слог (кукла – «ку», упал – «па»). Часто одно и то же слово ребенок произносит по-разному, при этом можно наблюдать выпадение или замену то одного, то другого звука.

К двум годам ребенок начинает четче произносить гласные звуки, правильно воспроизводить многие, наиболее легкие согласные, усваивает простейшую интонацию. Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова) малыш правильно произносит все звуки, но в словах, состоящих из трех и более слогов, часто заменяет или пропускает звуки и слоги. Формируется фонематический слух, то есть умение различать на слух звуки по их характеристикам.

Какие задачи стоят перед воспитателем по развитию речи ребенка второго года жизни?

Развитие мелкой моторики.

Укрепление и развитие движений органов артикуляции.

Выработка правильного речевого дыхания (учить производить длительный

протяжный выдох через рот).

Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации.

Формирование слухового внимания, фонематического слуха.

Уточнение и закрепление простых в артикуляционном отношении звуков.

Развитие понимания речи окружающих.

Накопление и расширение активного словаря.

Обучение умению выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

Далее поговорим об особенностях речевого развития детей третьего года жизни

Чем речь ребенка третьего года жизни отличается от речи двухлетнего малыша?

На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление : он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простые связи, обобщает сходные предметы. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших по объему рассказов, сказок, может вслед за взрослым построить довольно сложные слова и фразы. Быстро пополняется словарь ребенка: количество слов увеличивается примерно на 25 в месяц.

Каковы особенности звукопроизношения ребенка третьего года жизни?

На третьем году жизни звукопроизношение детей еще далеко от совершенства. Это связано с тем, что у большинства детей движения губ, языка, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация мелких движений несовершенна. Отмечается:

- смягчение свистящих звуков С, З, Ц;

- трудные для произношения шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются более легкими – мягкими свистящими звуками;

- иногда звук Ч заменяется на Ть;

- согласные Р, Рь, Л отсутствуют или заменяются звуками Ль, Й.

Согласно ориентировочным показателям развития речи детей третьего года жизни, разработанным Н. М. Аксариной, к концу этого возрастного этапа ребенок в основном правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных. В практике также нередки случаи, когда трехлетние малыши овладевают правильным произношением всех звуков, но большинство усваивают их несколько позднее, к 5 или даже 6 годам.

Каковы задачи воспитателя по развитию речи ребенка третьего года жизни.

Развитие мелкой моторики.

Укрепление и развитие движений органов артикуляции.

Выработка правильного речевого дыхания (учить произвольно свободно, долго и плавно выдыхать через рот).

Обучать умению различать и воспроизводить речевые интонации, регулировать громкость голоса.

Формирование слухового внимания, фонематического слуха.

Уточнение и закрепление доступных в артикуляционном отношении звуков.

Развитие понимания речи окружающих.

Накопление и расширение активного словаря (до 1200-1500 слов и пополнение его различными частями речи).

Развитие грамматического строя речи (использование простого распространенного предложения, а после 2,5 лет – сложноподчиненного предложения; образование множественного числа существительных, глаголов).

Формирование начатков связной речи (учить давать ответы на вопросы по наглядной ситуации, по картинке, по содержанию небольшого по объему текста). рекомендации…

Разговор с самим собой.

Параллельный разговор

Провокация или искусственное непонимание ребенка.

Распространение.

Приговоры.

Выбор.

Игры с природным материалом.

Продуктивные виды деятельности.

Замещение.

Ролевая игра.

Музыкальные игры.

Артикуляционная гимнастика.

Таким образом, если у ребенка задержка речевого развития, воспитатель до тех пор, пока малыш не переведен в спец. речевую группу, должен помогать ему на общих и индивидуальных занятиях. Чтобы ребенок приобрел определенный словарный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых, необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, на прогулке, каждый раз называя окружающие предметы, совершаемые действия. Когда ребенок овладевает некоторым количеством слов (20-30, воспитатель начинает приучать его пользоваться фразами. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью («Ляля спит», того же постепенно начинает требовать от ребенка.

Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

Публикации по теме:

Консультация «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка «Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста» Гусарова Н. А., воспитатель МБДОУ д/с №16.

Компоненты развития речевой деятельности детей раннего возраста Игры и игровые упражнения с куклой по речевому развитию детей раннего возраста на месяц Воспитатель Гусарова Н. А., МБДОУ д/с №16 Кукла.

Особенности развития речи детей в группе раннего возраста Доклад к педагогическому совету Тема: «Особенности развития речи детей в группе раннего возраста» Одним из центральных направлений педагогической.

Методическая разработка «Пальчиковые игры — лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста» Методическая разработка вос-ля дошкольной группы МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского М. Р. Дорофеевой Н. А. «Пальчиковые игры - лучший способ.

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Игра, являясь.

Консультация «Особенности развития детей раннего возраста» Статья По теме: Особенности развития детей раннего возраста Автор: Архипова Оксана Михайловна Должность: воспитатель ОУ:.

Особенности развития детей раннего возраста. От 2-до 3 лет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Давно известно, что на втором-третьем году жизни развитие ребенка идет очень активно. Развивается.

Особенности развития словаря у детей раннего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Терлецкая Мария Павловна, отделение педагогических специальностей, специальность:.

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора Цель: развитие речевой активности детей второго года жизни посредством использования малых жанров фольклора Сентябрь Задачи: 1. Приобщать.

Возрастные особенности развития детей младенческого и раннего возраста (тест) Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития речи детей раннего возраста и выявление у них речевой патологии
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 22:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД