Татьяна Березина
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Прежде чем говорить об особенностях развития речи детей с нарушением интеллекта, нужно знать какие психологические условия, необходимы для развития речи ребенка.
Публикация «Особенности развития речи у детей с нарушением интеллекта в младшем и старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- ЗПР. Задержка психического развития
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Исследования Л. С. Выготского и А. Р. Лурия показали, что на первых этапах развития ребенка сложные психические процессы, формируются на базе элементарных функций. Таких процессов, подготавливающих развитие речи, четыре: внимание, восприятие (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т. д., память и мышление. Все это создает базу (основу) для формирования речи. Позже речь, в свою очередь, начинает оказывать существенное влияние на развитие процессов восприятия, уточняя и обобщая их. Сам процесс восприятия играет чрезвычайно важную роль для развития памяти и мышления. Итак, четыре психологических процесса – внимание, восприятие, память и мышление составляют – психологическую базу речи. В силу этой закономерности, речь некоторых детей оказывается нарушенной «вторично». Тяжесть нарушения речи находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций.
Чтобы понимать особенности развития речи детей с нарушением интеллекта, необходимо знать этапы развития речи в онтогенезе. Знание закономерностей развития речи в онтогенезе позволяет понять насколько, как и в чем отстает развитие ребенка, т. е. на какой стадии развития идет нарушение. Попробуем понять это, сравнивая нормально развивающихся детей с детьми, имеющими нарушения интеллекта, в разных речевых периодах от 0 до 7 лет жизни.
Нормально развивающиеся дети.
Дети с нарушением интеллекта.
«Доречевой» период (от 0 - до 1 г. ж.)
гуление
От 2,5 -3 мес. - до 6 мес.
10 -12 мес.
- поздно, периоды редки, эмоционально не окрашены, звуки однообразны
лепет (от 6 мес. до 1 года – уникальное новообразование)
4 – 6 мес.
Появляется только у здоровых детей
5-6 мес.
- начинает ощущать свой артикуляционный аппарат
- начинает произносить сочетание губных и язычных согласных с гласными (таа, маа, тааа, мааа)
Сроки появления задерживаются (после года или позже)
У глубоко умственно отсталых детей не появляется вообще.
6 – 7 мес.
Лепет приобретает социализированный характер:
- ребенок лепечет при общении со взрослым;
- использует голосовые реакции для привлечения
внимания окружающих;
- слушает речь других.
Лепет выступает как самостоятельная деятельность и одновременно начинает развиваться и начало понимания обращенной речи. Ребенок внимательно относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.
Они безучастны к окружающему миру, как правило,
не реагируют на попытки общения.
Не реагируют на свое имя.
Первые слова
12 мес.
Первые признаки понимания речи. Формирование пассивного словаря. Первые признаки пользования речью (слова-корни).
Исчезает сосательный рефлекс.
2 года и позже
Сосательный рефлекс может сохраниться на всю оставшуюся жизнь.
Ранний возраст (от 1 г. до 3 лет)
На 2 году возникает и на 3 году жизни становится ведущей – предметная деятельность (развивается моторика, восприятие, мышление, речь)
2 года
- развитие понимания и появление активной речи,
аграмматичной в своей форме;
- накопление словарного запаса;
3 года
- быстро увеличивается словарный запас,
- происходит овладение грамматическим строем речи,
- совершенствование звукопроизношения.
Появление волевого самоуправления поведением. Предметная деятельность не формируется, так как нет интереса к игрушке, нет манипуляций или у других – неадекватные действия.
Отсутствуют предпосылки к формированию речи :
- действия с предметами;
- эмоциональное общение;
- готовность артикуляционного аппарата и
фонематического слуха;
- первые слова после 2 лет,
То есть речь не служит ни средством общения, ни средством передачи опыта. Она не может также взять на себя функцию регуляции действий.
Младший дошкольный возраст (4 – 5 лет)
4 года
- значительно увеличивается запас слов;
- освоение словообразовательных моделей;
- начало развития связной речи;
- нормализация звукопроизношения;
- появляются элементарные виды суждения об
окружающем;
5 лет
- овладевают связной речью;
- могут пересказать небольшие литературные
произведения;
- рассказать об игрушках, картинке, о некоторых
событиях личной жизни;
- возникновение способности выделять звуки из слов
(простые формы звукового анализа).
К 4 – 5 годам – слово взрослого становится регулятором поведения, когда у ребенка значительно развита смысловая сторона речи.
Некоторые дети:
- начинают говорить с 4-5 лет;
- ограниченное понимание обращенной речи;
- фразовая речь отличается большим количеством
фонетических и грамматических искажений;
У многих
- отдельные слова появляются к 5 -6 годам;
- весьма ограниченно понимают обращенную речь;
- плохо понимают жесты и не могут спонтанно
овладеть коммуникативными жестами.
Речь не является регулятором поведения.
Старший дошкольный возраст (6 - 7 лет)
6 лет
Продолжают совершенствоваться все стороны речи :
- чище становится произношение;
- овладевают грамматическим строем;
- расширяется словарный запас;
- способны составлять небольшие сюжетные рассказы
7 лет
Речь достаточно развита :
- может объяснить содержание игры;
- построить рассказ по картинке;
- выразительно прочитать любое стихотворение
- овладение грамматическим строем не происходит;
- стойкое нарушение согласованности числительных с
существительными;
- преобладание пассивного словаря (отдельные слова);
- звукопроизношение грубо нарушено вследствие
анатомических и функциональных особенностей
речевого аппарата (патологии строения, снижения
мышечного тонуса, нарушения произвольности
движений, грубого недоразвития фонематического
слуха и восприятия);
- у некоторых детей при достаточно широком
словарном запасе формируется эхолаличная,
бессмысленная речь, состоящая из определенного
набора речевых штампов;
- снижен объем слуховой памяти, что обусловливает
ограничение объема, усваиваемых ребенком
лексических средств.
При поступлении в школу может наблюдаться
- изолированные дефекты речи или недоразвитие речи
различной степени тяжести (логопедический
диагноз).
- наблюдается выраженное недоразвитие речи;
- дефекты звукопроизношения;
- значительная бедность словаря;
- понимание речи на бытовом уровне в конкретной
ситуации;
- несформированность фразовой речи.
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов.
Категория детей с нарушением интеллекта представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является нарушения всех сторон психики : моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций. В тесной связи с этими нарушениями наблюдается недоразвитие речи.
Мы видим, что в развитии речи детей с нарушением интеллекта прослеживаются те же основные закономерности развития, что и у нормально развивающихся детей, только: речевое развитие ребенка с нарушением интеллекта характеризуется поздними сроками формирования функций, длительными периодами становления речевых механизмов и качественной неполноценностью речевого высказывания.
У детей дошкольников с нарушением интеллекта развитие речи существенно отличается от развития речи нормально развивающихся детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества и накапливается в раннем детстве. К дошкольному возрасту отсутствует готовность к усвоению письменной речи. Не сформированы также: предметная деятельность, интерес к окружающему, потребность в общении со взрослыми. И вообще для большинства детей с нарушением интеллекта развитие речи в дошкольном возрасте только начинается.
С точки зрения развития речи дети с нарушением интеллекта представляют собой неоднородную категорию. Среди них имеются дети, совсем не владеющие речью. Но всех их объединяет ограниченное понимание обращенной речи, привязанность к данной ситуации, с одной стороны, и оторванность речи от деятельности с другой. В младшем возрасте дети плохо понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращенной речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остается ограниченным и связанным только с личным опытом ребенка. Некоторые дети научаются связывать слово только с определенным предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Самостоятельная речь младших дошкольников с грубыми нарушениями интеллекта проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служебные части речи. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают вполне определенный смысл. При исследовании словаря таких детей отмечается, что после 5 лет они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т. д., однако дать им соответствующих названий часто не могут. Само накопление слов порой не ведет к улучшению их активной лексики, т. к. некоторые из них не пользуются даже тогда, когда знают нужное слово.
Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - все это тормозит процесс активизации словаря, что наиболее ярко проявляется в общении детей.
Литература: - О. А. Белобрыкина «Речь и общение» - Ярославль «Академия Развития» -1998г.
- Белкина В. Н., Васильева Н. Н. «Дошкольник : обучение и развитие» - Ярославль «Академия Холдинг»
2001г. ;
- Виноградова А. Д. «Практикум по психологии умственно отсталого ребенка» - М. 1985г.
- А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» - 1961г. ;
- Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети до 5 лет» - Ярославль «Академия Холдинг» - 2001г. ;
- З. А. Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» - Ек-б. – 1996г. ;
- Шипицина Л. М. «Обучение общению умственно отсталого ребенка» - СПб. – 2010г.