МААМ-картинки

Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Елена Ермилова
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной деятельности и общении.

Публикация «Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С. И. Рубинштейна и В. С. Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» - это личность в целом, отражение в самосознании

Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А. А. Бударный, А. М. Гельмонт, Н. С. Лейтис В. И. Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.

Б. Г. Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение, включающее: индивида - носителя природных свойств человека и личность - носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности.

Феномен успешности дошкольников связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.

Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Становление успешности дошкольник связано с развитием его личности, подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей :

По мнению С. А. Козловой, этап формирования личностной инициативности, что очень важно для развития успешности ребенка. Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» - звучит в той деятельности, которая интересна малышу. Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно.

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения. Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются : высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности, уровень притязаний детей в разных видах деятельности, достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.

Согласно В. Н. Введенскому, инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника, создают ситуацию успеха для ребенка. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Рассмотрение сущности, содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, развитие личности дошкольника позволили выделить структуру успешности личности ребенка, которая состоит из следующих компонентов:

Структура успешности личности ребенка дошкольного возраста состоит из следующих компонентов: Кто эти компоненты выделяет?

1. Мотивационный компонент:

- понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,

- любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры,

- потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,

- проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам.

2. Содержательно-операционнный компонент:

- проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,

- проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,

- способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.

3. Эмоционально- волевой компонент:

- преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;

- умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.

Уже в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская компетентность.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие успешности дошкольника, так как дошкольный возраст - это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, что способствует развитию успешности дошкольник

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 20:53
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ермилова (УИ 393840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД