Ольга Губанова
Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Т. В. Савиной ребёнок уже от рождения имеет систему, готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством удовлетворения этой потребности и является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Публикация «Особенности развития зрительного восприятия у детей раннего возраста,» размещена в разделах
Как указывает Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. в раннем возрасте происходят изменения в психическом развитии детей – активно развивается двигательная сфера, формируется мышление, важнейшие предпосылки личности.
Ранний возраст – возраст овладения предметной деятельностью. В структуре сознания, по мнению Григорьевой Г. Г., Кочетовой Н. П. и др. ведущую роль играет восприятие. По словам Л. В. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Все переживания ребёнка сосредоточенны на воспринимаемых предметах и явлениях. Развитие данного процесса определяется тремя параметрами – перцептивными действиями (действиями, направленными на опознание предмета, движение глаз, прослеживающих виданный контур и др.); сенсорными эталонами и действиями соотнесения (это действия с двумя или несколькими предметами, осуществляя которые необходимо учитывать и соотносить форму, величину предметов, местоположение и другие свойства).
Григорьева Г. Г. ,Кочетова Н. П. и др. отмечают, что восприятие ребёнка раннего возраста носит непроизвольный (не управляемый по собственной воле) характер, он может выделить в предмете лишь его яркие признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешних ориентировочных действий (позволяющих ориентироваться в свойствах предметов, расположении их частей, подчёркивает В. С. Мухина, и овладение ими происходит далеко не сразу, зависит от того, с какими именно предметами действует ребёнок и в какой мере помогают ему взрослые. Ребёнок с помощью ориентировочных действий рано или поздно получает нужный результат. От соотнесения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий (основанных на пробах и ошибках) ребёнок переходит к зрительному их соотнесению. Для ребёнка становится доступным зрительный выбор по образцу уже к 2 годам 6 месяцам. Обследование предмета становится более детальным, не ограничивается одним признаком. Зрительный выбор по образцу гораздо сложная задача, чем простое узнавание знакомого предмета. Необходимо отметить, что дети раннего возраста ещё плохо управляют своим восприятием и не в состоянии правильно выполнить выбор по образцу, если предлагается более двух предметов, если предметы имеют сложную форму, состоят из многих частей.
Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета качеств, составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов – эталонов с предметами окружающего мира (колесо, как мячик, круглое).
Т. Д. Марцинсковская отмечает, что диагностируя уровень развития восприятия, важно определить уровень сформированости всех вышеперечисленных процессов. Необходимо, если у ребёнка не сформированы перцептивные действия, т. е. он умеет обследовать предмет, то малыш не сможет выделить форму, цвет, величину и их особенности, незнание сенсорных эталонов не позволит ребёнку подвести мяч под понятие «круглый», он будет пользоваться представлениями «мяч, как солнышко», «огурец, как травка»,если же не сформированы действия соотнесения, ребёнок не сможет достичь результата, собирая пирамидку, матрёшку и др. Коррекция одной из сторон помогает усовершенствовать всю деятельность восприятия, поскольку практически не существует детей, у которых были бы нарушены все эти процессы одновременно.