МААМ-картинки

Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью

Порубова Марина
Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью

Выступление на педагогическом совете.

Подготовила Порубова Марина Леонидовна

Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью

Речевая готовность детей к обучению в школе определяется степенью овладения речевыми навыками

Во всех видах продуктивной деятельности : лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, — наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.

Публикация «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью» размещена в разделах

В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. Можно создать и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание., проговаривание всех звуков родного языка.

Для развития речи детей традиционно использую следующие элементы занятий.

• Обсуждаю с детьми предстоящую деятельность, ее этапы, выбор способов действия, объясняю смысл каждого действия и тем самым не только развиваю активную речь детей, но и учу их работать по плану, выраженному в слове.

• Напоминаю о способах достижения цели по ходу выполнения задания и приучаю вслушиваться в деловое высказывание, помогающее не отклоняться от цели деятельности, ведущее к осознанию зависимости между словом и образом действия, между конкретным действием и качеством ожидаемого результата, между реальной ситуацией и ситуацией представляемой.

• Дети делают апппликацию по своему замыслу, изображают сюжет, который определили для себя в словесной форме. В конце занятия прошу их рассказать о том, что получилось, и таким образом дважды вербализованный сюжет варьируется в связном высказывании, речь становится мобильной, подвижной.

• Дети сооружают постройку по заранее заготовленному образцу, а потом сравнивают свою постройку с образцом; им необходимо различать и адекватно употреблять в активной речи не только названия предметов, но и слова, обозначающие действия с предметами и признаки действий.

• Дети готовят аппликацию по словесному описанию, стараясь воспроизвести все, что указано в инструкции. В конце занятия предлагаю вспомнить инструкцию и сравнить ее с тем, что получилось. Таким образом у детей воспитываются внимание к речи, умение получать и использовать выраженную в ней информацию, развивается умение активно пользоваться словом — описывать свои действия и оценивать результат.

• Дети участвуют в коллективной лепке, им необходимо содержательно общаться: формулировать общую цель, обсуждать тему, сюжет, композицию, распределять, кто что будет лепить, планировать свои действия, намечать их последовательность, сравнивать результат с замыслом и т. д. Даю образец того, как правильно и культурно можно построить свое высказывание в общем разговоре.

Успешному развитию связной речи, а также развитию воображения и творчества служат «Оригамские сказки». Дети, делая поделки из бумаги, сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно придумывают сказку и в процессе работы рассказывают ее.

Например: «Сказка про веселого человечка»

«В одной далекой стране жил - был веселый человечек. Жил он в таком шалаше (1,2). Однажды он отправился в путешествие. Думал, он думал и смастерил сапоги – скороходы (3, 4, 5, 6, 7, 8). славные получились сапоги – скороходы. Много он увидел стран, бегая в сапогах – скороходах, пока не прибежал к морю. Попробовал он в сапогах – скороходах по морю походить, да в них вода заливается, далеко не убежишь. Задумался человечек и построил себе корабль (9). Быстро поплыл человечек по морю. Но тут буря. Корабль выбросило на берег. Очутился человечек на берегу необитаемого острова. Одежда порвалась. Тогда смастерил он себе брюки (10). Потом сшил свитер (11). Согрелся наш человечек и стал думать, как выбраться с необитаемого острова домой. Думал, он думал и построил себе самолет (12). Вот и сказке конец, а кто ее показывал и рассказывал, тот молодец».

В одной далекой стране жил веселый человечек. Жил он в таком шалаше. Однажды он отправился в путешествие

1. Назовите слова со звуком ш.

2. Сколько слогов в слове шалаш?

3. Сделайте звуковую схему слова шалаш.

4. Назовите гласные, согласные звуки в этом слове.

5. Придумайте слова со звуком ш.

6. Скажите громко, тихо слово.

Думал, он думал и смастерил себе сапоги- скороходы, славные получились сапоги- скороходы. Много он увидел стран, бегая в сапогах -скороходах, пока не прибежал к морю. Попробовал он в сапогах- скороходах по морю походить, да в них далеко не убежишь вода заливается.

1. Услышите слова со звуком с - хлопните в ладоши.

2. Какую еще обувь можно купить для человечка в магазине

3. Проговаривание шуток скороговорок Ги, ги, ги. Ан, ан, ан Ить, ить, ить.

4. Как звучала вода, когда человечек бежал по морю? (громко тихо)

Задумался человечек и построил себе корабль. Быстро поплыл человечек по морю. Но тут буря. Корабль выбросило на берег. И очутился наш человечек на берегу необитаемого острова

1. Где плывет кораблик? (по морю),

2. Придумай слова прилагательные к слову море.

3. Преврати слова, обозначающие один предмет, в слова обозначающие много предметов.

4. Проговори, как гудела буря? громко тихо.

Одежда порвалась. Тогда смастерил он себе брюки. Потом сшил свитер. Согрелся человечек и стал думать, как выбраться с необитаемого острова домой, Думал, думал и построил себе самолет. И улетел домой.

1. Закрась столько кругов сколько ты услышал слов со звуком с

2. На какой звук заканчивается слово одежда, придумай слова, которые также заканчиваются на а

3. Скажи ласково, сердито, слово человечек.

4. Скажи медленно, быстро умеренно слово самолет

5. Сколько слов в предложении И улетел домой. Составь схему предложения.

Таким образом, и замысел и результат — продукт детской деятельности — всегда четко определены в слове. Сам процесс создания изобразительных работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.

1. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, пластилин (ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.

3. Проговаривание детьми своих действий.

Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.

4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша, будешь делать? Что ты, Коля, будешь делать? Что будет делать твой сосед?. В конце занятия то же самое : Что мы сделали? Что ты, Маша, сделала?.)

Такое включение речи усиливает эмоциональное отношение детей к выполнению задания, помогает осознавать цель, и постепенно формируется регулирующая функция речи.

5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов.

Можно проговаривать, что делают дети: режут бумагу, отрезают уголок, вырезают круг, разрезают лист, надрезают по сгибу и т. д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.

6. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

7 «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы —, аппликации, постройки — действенный прием формирования мотива речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.

8 «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных (На Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.

9.«Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.

Вне занятий детские работы могут оставаться еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений :

• придумывание названия своей работе и работе товарища;

•сочинение рассказа или сказки к своей работе;

• разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;

•сравнение двух работ и т. д.

В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:

•опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;

• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;

•ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;

•возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;

• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).

Тематика продуктивной деятельности, соответствует лексико-тематическим циклам программы. Содержание занятий усложняется :

Для совершенствования технических навыков изображения провожу 3-4-минутные упражнения непосредственно перед занятием(* нарежем лапшу, колеса для машин, и т. д) или в любое свободное время в аппликации, лепке, конструировании. Внимание педагога направлено на улучшение качества изображения, обогащение содержания работ, развитие активных связей в системе глаз — рука — слово, на поощрение любого проявления творчества, самостоятельности в применении знакомых приемов изображения в новых ситуациях.

• максимального использования всех частей занятия для активной речевой практики детей;

• взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяющего в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности.

Работа на занятиях продуктивной деятельностью, построенная на данных принципах, способствует накоплению в памяти детей конкретного фактического языкового материала для последующего его обобщения на других занятиях. (выступление на педс февраль 2019)

Публикации по теме:

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Фотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о занятиях по продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста В детском саду игровой и продуктивной деятельности уделяется большая часть времени. Продуктивная деятельность учит детей самостоятельности,.

Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью»Фотоотчёт «Закрепление знания видов овощей во второй младшей группе на занятиях изобразительной деятельностью» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла:Картошку,Капусту,Морковку,Горох,Петрушку и свеклу. Ох. Вот овощи спор.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Конспект НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью в старшей группе «Цветок для Дюймовочки. Порядковый счёт до 10»Конспект НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью в старшей группе «Цветок для Дюймовочки. Порядковый счёт до 10» Цель: создать условия для закрепления порядкового счёта до 10. Задачи: образовательные: закреплять счёт до 10, умение соотносить количество.

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы тьютора в образовательной модели «Ресурсная группа» в ДОО Целью создания ресурсных групп в ДОО является не только подготовить детей к школе, но и обучить их навыкам самообслуживания и коммуникации,.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работыЗанятия изобразительной деятельностью с детьми в рамках индивидуальной работы Детство – начальный этап становления человеческой личности. Педагогический процесс занятиями творческой деятельности строится на основе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью
Опубликовано: 12 апреля 2021 в 17:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД