Приложение МААМ

Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста

Перегонцева Ольга
Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности и отражающая качественное своеобразие ее внутреннего мира.

Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку, в основном, как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. Такой подход характерен как для З. Фрейда, так и для его последователей – неофрейдистов (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Саливен и др.).

Публикация «Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

В работах психологов и социологов, принадлежащих к этому направлению, самооценка выступает как функция целостной личности и связывается с аффективно-потребностной сферой индивида.

В отечественной психологии самооценка изучается в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Это работы Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна и др. Изучение самооценки с точки зрения ее роли и функции в целостной структуре личности начато относительно недавно и связано с такими именами, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин.

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа является традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней в его структуре. Следует признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет общепринятого определения данного концепта. Можно констатировать ряд интерпретаций, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления.

Со словом «самооценка» привычно ассоциируется явление оценки человеком себя по какому-либо отдельному свойству или способности, либо – оценки собственного потенциала в целом. Сложности появляются тогда, когда возникает необходимость в сопоставлении понятия «самооценка» с другими концептами в сфере психологии «Я», такими, например, как «образ Я», «отношение к себе».

В зарубежной литературе принят термин «концепция «Я», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В «концепции «Я» выделяется описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношения человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего прямо отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже – с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. При таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, самооценка как самостоятельный предмет анализа попросту пропадает, что, конечно, является неверным.

Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из названных выше элементов. Образ «Я» фиксирует знание субъекта о себе, это комплекс сведений данного человека о нем самом, отвечающий на вопрос: что Я имею, чем Я обладаю?

Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это означает?

По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения.

Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятия субъекта, его удовлетворения самим собой.

Публикации по теме:

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2021 в 18:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности самооценки ребенка дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Перегонцева Ольга (УИ 2125422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД