Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Инна Кускова
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Особенности сенсорного развития детей раннего

возраста

Кускова Инна Владимировна воспитатель ГБОУ СОШ №13,

г. о. Чапаевск Детский сад №33 «Дружная семейка»

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие у детей прослеживается в различных образовательных областях (в соответствии с ФГОС ДО):

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки развития сенсорных способностей лежат в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается еще и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитая сенсорика основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б. Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Основные задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Задачи сенсорного воспитания детей раннего возраста тесно связаны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.

Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Представителями дошкольной педагогики были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Ребенок раннего возраста развивается путем «социального наследования», которое в отличие от наследования биологического предполагает не наличие врожденных способностей, а приобретение способностей при усвоении общественного опыта.

Большинство родителей детей раннего возраста начинают задумываться, как же ребенку запомнить цвета, различать их, а затем их называть. Для этого существует много способов. Я изготовила дидактическую игру "Цветная гусеница".

Дидактическое пособие «Цветная гусеница» является частью развивающей предметно-пространственной среды группы и создает условия для познавательной активности детей, побуждает их к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительной деятельности.

Цель и задачи дидактического пособия

Цель дидактического пособия: Формирование сенсорных способностей детей через обеспечение накопления представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных качеств, и свойств, предметов, которые составляют фундамент общего умственного развития, необходимый для успешного обучения в детском саду и школе.

Задачи дидактического пособия для детей:

Развивать и совершенствовать все виды восприятия, обогащать чувственный опыт, тактильные и кинестетические ощущения, микро- и макромоторику;

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия, качества и свойства предметов;

• Формировать способность к использованию сенсорных эталонов в повседневной жизни;

• Воспитывать бережное отношение к предметам, учить использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.

В раннем, младшем возрасте:

способствовать накоплению представлений о цвете, форме, величине.

Задачи дидактического пособия для родителей:

• Повышать уровень знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

• Активизировать участие родителей в воспитательно-образовательном процессе, в организации сенсорной среды групп.

Задачи дидактического пособия для педагогов:

• Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

• Создать условия для обогащения сенсорного опыта детей.

Ожидаемые результаты использования дидактического пособия

У детей в соответствии с возрастом:

Развита мелкая моторика пальцев рук, зрительное и тактильное восприятие, внимание, память, речь;

Развито умение различать и называть цвета и формы предметов;

Обогащен активный словарь;

Сформированы представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.

Для родителей:

Организация совместной работы с родителями по изготовлению и апробации сенсорного методического материала и дидактических игр;

Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах сенсорного воспитания дошкольников.

Для педагогов:

Организация и обогащение в группах развивающей предметно-пространственной среды по сенсорному развитию детей;

Повышение педагогической компетенции педагогов в вопросах сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста;

Накопление положительного опыта организации сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Описание изготовления дидактического пособия.

Гусеницы нарисована на листе бумаге (5 шт.)на ней изображены цвета:

• оранжевый;

• красный;

• жёлтый;

• белый;

• зелёный;

• синий.

Цвета повторяются на каждой гусенице, но местами меняются. Также изготовлены фишки к игре в форме круга из цветного картона, цвета те же. Сама игра находится в коробке, картинки с гусеницами находятся в файлах. Дети берут игру и играют самостоятельно, также играют друг с другом. Хочу заметить, что игра детям нравится и они в неё часто играют, так же я принимаю участие в этой игре.Задаю вопросы им такие как:

посчитай кружки;

назови цвета;

какой по счёту и т. д.

Области применения дидактического пособия

Дидактическое пособие «Цветная гусеница» может быть использована педагогами не только для организации дидактических, развивающих, сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр с детьми,но и может оказать помощь в организации:

1. непосредственно образовательной деятельности с детьми по любой из образовательных областей;

2. совместной деятельность детей и взрослых;

3. индивидуальной работы с детьми;

4. сюрпризного момента.

В процессе подготовки к образовательной деятельности с использованием дидактического пособия «Цветная гусеница» каждый педагог, проявляя фантазию и воображение, может пополнять его новыми вариантами игр.

В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.

Таким образом, особенностями сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста являются: формирование чувственного опыта, направленное на развитие полноценного восприятия; воспитание умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, формирование внимания к этим свойствам; ознакомление детей с сенсорными свойствами предметов в процессе различных видов деятельности.

Публикации по теме:

Игры для сенсорного развития детейИгры для сенсорного развития детей "Игры для сенсорного развития детей" Уважаемые коллеги! предлагаю вашему вниманию игры изготовленные своими руками для сенсорного развития.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Дидактические игры для сенсорного развития детейДидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Создание условий для сенсорного развития детейСоздание условий для сенсорного развития детей Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста
Опубликовано: 11 марта 2020 в 12:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...

7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...


Горячие темочки