Лучший педагог года

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Анастасия Гришина
Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная школа предъявляет достаточно высокие требования при поступлении, дети должны иметь достаточно обширные общие знания о мире, уметь считать, читать, писать. Но, как правило, для овладения этими навыками необходим высокий уровень развития высших психических функций, к которым, в частности, относится и речь. К сожалению, в последнее время наблюдается большое увеличение числа детей, которые имеют тяжелые нарушения речи, что, в свою очередь, негативно сказывается на процессе подготовки к школе, а в дальнейшем и, на само обучение в школе. Нарушения речи у детей, как правило, сопровождаются несформированностью высших психических функций и одним из них является память, которая занимает ведущее место в психическом развитии старшего дошкольника.

Публикация «Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В настоящее время память старших дошкольников с общим недоразвитием речи, изучена недостаточно. Однако анализ литературных источников показывает, то что в логопедии логопсихологии накоплен определенный материал по данной проблематике, который может стать основой для дальнейших разработок.

В научных исследованиях Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой отмечаются особенности развития мнестических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Ученые утверждают, что у детей данной группы особенно страдает развитие слуховой памяти, что дает нам возможность говорить об актуальности данной проблемы.

Слухоречевая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых, слов, предложений, рассказов (лексического материала) [4]. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, который им обладает, может довольно быстро и точно запомнить смысл читаемого текста, рассказы, рассуждения и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно.

Существует тесная взаимосвязь, благодаря которой мы можем проследить, что некоторое общее снижение объема слухоречевой памяти у детей с общим недоразвитием речи, зависит от уровня речевого развития.

Формирование потенциально сохранных умственных способностей в достаточно большой мере может тормозить общее недоразвитие речи, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи заметно снижена слухоречевая память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми, также отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности; недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память[2].

Рассмотрим какие же бывают уровни речевого недоразвития и особенности слухоречевой памяти при каждом из них.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это тяжелое речевое расстройство, при котором у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с общим недоразвитием речи в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребёнка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно два сильно искажённых предложения.

Говоря о втором уровне речевого развития, можно отметить, что общение осуществляется уже не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путём употребления достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о наиболее знакомых событиях окружающей их жизни. Однако на этом уровне речевого развития связной речью практически не владеют.

Третий уровень речевого развития является наиболее распространенным среди детей, имеющих общее недоразвитие речи. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются небольшие фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин [5].

Исследование мнестической функции (памяти) у детей с ОНР обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение возможно продуктивном запоминании серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Низкие результаты в данных пробах у этих детей связаны с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных представлений. Исследования показали большую вариабельность в объеме слуховой памяти, а также некоторое общее снижение данной функции. При этом уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития[2]. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А. Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей : они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже. Дети с моторной алалией после первого предъявления (на слух) точно воспроизводят лишь длину ряда слов (их количество, при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей. Так, через 10 мин они воспроизводят 5 слов, на следующий день – 1-3 слова.

Структура расстройств памяти зависит от типа доминантности. Так, нарушение объема памяти связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала с дисфункцией правого полушария [2].

Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции.

Нарушения структуры деятельности, неточное и фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти.

Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможности смыслового, логического запоминания.

Из выше сказанного можно сделать выводы о том, что человек живет в мире звуков: звуков природы, механизмов, музыки, речи и т. д. Посредством слухового восприятия он улавливает текущие звуковые события, настраивает свой слуховой аппарат в конкретной звуковой ситуации. Благодаря слуховой памяти человек способен узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого. Слуховая память просто необходима людям, а тем более детям, имеющим речевые нарушения. Все это говорит о том, что необходимо изучить данную проблему, более подробно для того, чтобы грамотно и правильно выстроить работу по коррекции слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература

1. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. – М., 1994. – 300 с.

2. ЛурияА. Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 2008. –646 с.

3. Особенности психического развития детей 6 7 летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М. : Педагогика, 2002. –287 с.

4. Психология детей дошкольного возраста : Развитие познавательных процессов/ Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М. : МПСИ, 2001. –300 с.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М. : МГЗПИ, 1993. –164 с.

Публикации по теме:

Формирование связанной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу Позвольте представить вашему вниманию опыт работы по формированию связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу.

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством сказок по методике Л. Б. Фесюковой ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК ПО МЕТОДИКЕ Л. Б. ФЕСЮКОВОЙ Проблема изучения связной речи.

Консультация «Развитие внимания и памяти в группе детей с общим недоразвитием речи» Важной коррекционной задачей в группе с общим недоразвитием речи является развитие памяти и внимания. Эти процессы теснейшим образом связаны.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений на.

Особенности глагольного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Введение Актуальность темы исследования. В процессе становления речи ребенок овладевает лексическим запасом, осваивает социально закрепленные.

Особенности развития воображения у детей с общим недоразвитием речи Социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью.

Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речи Пополнение словаря антонимов у детей-дошкольников с общим недоразвитием речиРебенок дошкольного возраста должен овладеть таким словарем,.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 января 2019 в 18:27
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД