МААМ-картинки

Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Светлана Курик
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по мере взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Обратимся к особенностям становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Публикация «Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

При изучении проблемы развития самостоятельности у детей старшего дошкольного принято рассматривать понятие «самостоятельность» с двух позиций: как личностное качество, зафиксированное в мотивах, потребностях, интересах, ценностных ориентирах и как способность ребенка действовать независимо от взрослого.

Стать самостоятельным – естественная потребность ребенка и объективная необходимость. Каждый ребенок в пределах своих возможностей стремится к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Переход в старшую и в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском учреждении. Ими движут мотивы: мы можем научить малышей, мы – помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе, мы – будущие первоклассники. Эти мотивы направляют их активность.

У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более устойчивым, появляется способность запоминать, мобилизуя волю. Поведение становится более целенаправленным, целеустремленным, в значительной мере произвольным, лишенным принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов. При необходимости ребенок может ограничить свои желания, действовать в соответствии с поставленной целью.

Старшие дошкольники принимают сформированных представлений о результатах тех или иных действий и последовательности этапов работы. Это обусловлено развитием воли и связной речи. Постепенно цели становятся более устойчивыми и реальными, ребенок оценивает свои возможности и умения. Старшие дошкольники видят результаты своей работы и могут сравнить их с поставленной целью, и, при не достижении необходимых результатов, они корректирую свои действия. Таким образом, формируется самоконтроль как особый вид деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в различных видах деятельности. И это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском учреждении. В творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

У детей старшего дошкольного возраста можно отметить развитие инициативности, являющейся важной характеристикой воли. Инициативность – это способность действовать согласно внутренним побуждениям. Старшие дошкольники проявляют инициативу и самостоятельность дифференцированно и разнообразно. Ребенок старшего дошкольного возраста может и умеет направлять свою инициативу на то, чтобы стремительнее выполнять порученные ему или задуманные им дела согласно требованиям взрослых. У детей меняется отношение к своим обязанностям, возникает ответственность за свою деятельность. Дети могут оказывать помощь друг другу, контролировать, поправлять друг друга, правильно относиться к оценке своего труда, редко хвалить себя, часто проявлять скромность при оценке личной деятельности. В этом отношении самостоятельность ребенка приобретает нравственную направленность.

У старших дошкольников инициатива и самостоятельность, отмечает А. М. Маркидонова, проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей и подготовительной группы является организованность. Инициатива детей направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельность дошкольника характеризуется способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

Наиболее приемлемыми критериями сформированности самостоятельности у детей 5 – 7 лет как личностного образования является характер основных отношений личности. Именно система отношений человека к окружающему миру и к самому себе характеризует внутреннюю позицию личности, ее ценностные ориентиры, личностные смыслы, общую направленность.

А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева и др. выделяют следующие общие показатели самостоятельности дошкольников :

1. Мотив, побуждающий детей к действиям.

2. Интеллект.

3. Эмоциональное состояние.

4. Физиологические и индивидуальные особенности.

Характерными показателями развития самостоятельности, по мнению Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, Н. А. Цыркун, являются:

а) умение выполнять работу по собственному желанию, замечать необходимость что-то сделать;

б) умение самостоятельно выполнять действия без помощи взрослого и жесткого контроля;

в) умение осознанно выполнять действия в ситуации заданных требований и условий деятельности;

г) умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

д) умение дать достойную оценку своей работе, провести элементарный самоконтроль.

К концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве общих показателей самостоятельности старшего дошкольника также выступают : стремление к решению задач деятельности без помощи других людей – как сверстников, так и взрослых, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Кроме того, выделяют компоненты самостоятельности старших дошкольников (Т. С. Борисова) :

- интеллектуальный компонент: продуктивное мышление, развитые память, внимание и речь;

- эмоциональный компонент: положительные эмоции, повышающие продуктивность самостоятельной мыслительной и практической деятельности;

- волевой компонент: самостоятельность невозможна без развитой воли и способности к саморегуляции.

Самостоятельность в старшем дошкольном возрасте позволяет ребенку на новом уровне познавать окружающую действительность, строить взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, что подготавливает ребенка к школьному обучению. Самостоятельность становится условием для своеобразной формы самообразования и саморазвития маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Становление самостоятельности в старшем дошкольном возрасте происходит под контролем и руководством взрослого. В дошкольных образовательных организациях воспитатели используют разнообразны формы и методы работы для развития самостоятельности дошкольников. Выбор форм и методов работы зависит от: контингента воспитанников, материальной базы дошкольного учреждения, региональных особенностей, опыта педагогов.

В целях развития самостоятельности у старших дошкольников используются формы :

- игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, музыкальные, подвижные и др.);

- труд (дежурство, поручения, оказание помощи взрослым, коллективный труд и др.);

- проекты (экспериментирование, конструирование и др.);

- творчество (рисование, лепка, аппликация и др.).;

- непосредственное образование (занятия и мероприятия);

- самоорганизация (создание условий для самостоятельных действий).

Среди методов работы можно отметить:

- похвала;

- поощрение;

- объяснение действий;

- целенаправленная активизация самостоятельности;

- стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела.

Таким образом, самостоятельность в старшем дошкольном возрасте является объективным и необходимым качеством личности ребенка. Уровень развития психических процессов позволяет ребенку осуществлять самоконтроль своей деятельности, ставить цели и достигать их самостоятельно, а также осуществлять оценку своего поведения и поведения окружающих людей с точки зрения норм морали. Самостоятельность старших дошкольников, однако, требует контроля и направления со стороны взрослых, с помощью специальных методов и форм работы.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в старшем дошкольном возрасте “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Использование гимнастики-побудки в старшем дошкольном возрасте Гимнастика-побудка в старшем дошкольном возрасте. Побудки для детей старшей группы Данная Программа включает в себя: новую форму проведения.

Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО" ГОРОДА БАЛАШОВАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Осень» Тема: «Волшебная книга Осени» Цель: закрепить и обобщить знания детей о признаках, живой и неживой природы в процессе интеграции образовательных.

Консультация «Коммуникативная активность в старшем дошкольном возрасте» Коммуникативная активность являет собой основу процесса общения, сущность, которой сводится к правилам создающим оптимальные условия для.

Коррекция агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте Когда малыш, не сдерживаясь в выражениях и действиях, даёт волю охватившей его агрессии, случайные свидетели драмы осуждающе цокают: «Ну.

Наполнение уголка экспериментирования в старшем дошкольном возрастеНаполнение уголка экспериментирования в старшем дошкольном возрасте Цель создания уголка экспериментирования в нашем детском саду – создание условий для формирования интереса к исследованиям, открытиям детей.

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж.

Особенности организации НОД по обучению лепке в старшем дошкольном возрасте С введением федеральных государственных стандартов дошкольного образования меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной.

Журналистика в старшем дошкольном возрасте У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 октября 2019 в 07:33
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД