Получи документы

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)

Виктория Мекеня
Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи.

В логопедии под ОНР (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. В группу с ОНР объединяются дети с различными формами речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия) в случаях, когда наблюдается единство патологических проявлений по 3-м указанным компонентам. Типичным для всей группы ОНР является: позднее начало речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, характерные нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматических и фонетических нарушений. В зависимости от тяжести речевого дефекта различаются 3 уровня речевого развития (Р. Е. Левина, 1961, 1968, выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.

Публикация «Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)» размещена в разделах

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует, при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1 -2 искаженных предложения

На 2-м уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и лепетных слов, но и с употреблением достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношениях речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Недостатки речи на данном уровне проявляются еще достаточно выраженно. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий цвета предмета, его формы, размера и т. д.). Дети нередко заменяют слова близкими по смыслу (спит -лежит). Навыками словообразования дети не владеют.

При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко 4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций : смешение падежных форм, отсутствие согласования глаголов с существительными, ошибки в употреблении числа и рода существительных, нарушение согласования прилагательных и числительных с существительными. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями : часто предлоги вообще опускаются, при этом существительные употребляются в исходной форме, возможны замена предлога и нарушение предложных форм. Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых. Самостоятельное общение остается затрудненным. Анализ сформированности связной речи выявляет трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, заданный план и т. д. В своих самостоятельных рассказах дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. При пересказе

возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности действий.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование связной монологической речи старших дошкольников с

ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических средств языка.

Публикации по теме:

Формирование связной монологической речи у детей, имеющих сложную речевую патологию У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи. Это обусловлено недоразвитием различных.

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Консультация для родителей «Значение художественной литературы в развитии связной монологической речи у детей 4–5 лет» Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи Статья "Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи" Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура.

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Виды связной монологической речи Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация)
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 15:52
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД