Лучший педагог года

Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием

Татьяна Филина
Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием

Тема нашей работы — Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием.

В процессе употребления имен прилагательных учащиеся сталкиваются с большими трудностями. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 % прилагательных [7]. Поэтому тема изучения усвоения имен прилагательных является очень актуальной на сегодняшний день.

Публикация «Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием» размещена в разделах

Цель нашей работы — анализ количественных и качественных показателей употребления имен прилагательных детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, а также в апробировании методик по данной проблеме в процессе коррекционно-логопедической деятельности.

Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:

1. Проанализировать научно-теоретические основы развития словаря имен прилагательных детей младшего школьного возраста в онтогенезе и с общим недоразвитием речи III уровня.

2. Исследовать путем экспериментальной работы уровень словаря имен прилагательных у учащихся с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня.

3. Применить имеющиеся методики на предмет формирования словаря прилагательных у детей с недоразвитием речи в процессе коррекционно-логопедической работы.

4. Выявить динамику показателей усвоения словаря прилагательных у младших школьников с речевым недоразвитием и предложить методические рекомендации по дальнейшей коррекционно-логопедической работе.

Объект исследования: cловарь имен прилагательных у младших школьников с речевым недоразвитием.

Предмет исследования: коррекция нарушений употребления имен прилагательных у младших школьников (6-7 лет) с речевым недоразвитием. Мы обратили внимание именно на учеников 1 класса, поскольку многие из них в первую очередь нуждаются в своевременной помощи учителей, логопедов, психологов, а также их родителей. Поступив в школу, часто они испытывают трудности в учебе. Во многом это связано с тем, что их пробелам в звукопроизношении, лексико-грамматическом строе речи, фонетико-фонематическом восприятии не было уделено должное внимание в дошкольном возрасте.

Гипотеза данного исследования предполагает, что дети с общим недоразвитием речи III уровня, поступающие в 1 класс, значительно отстают от нормы в развитии словаря имен прилагательных, что обусловливает необходимость проведения поэтапного коррекционно-логопедического воздействия для решения данной проблемы.

Большую часть всех словоупотреблений в речи младшего школьника составляют имена существительные и глаголы. Имена прилагательные используются намного реже, что приводит к множественным нарушениям их употребления. Многие авторы отмечают, что к моменту обучения в школе у детей с ОНР, как правило, выявлена несформированность понятия о признаках предметов [4, 8, 20, 25]. Эта особенность речевого развития в процессе школьного обучения пагубно сказывается на грамотности составления и оформления письменных работ, ограничивает словарный запас и осложняет процесс коммуникации.

На основе проанализированной литературы можно утверждать, что употребление имен прилагательных особенно выявляет большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием. Школьниками с речевым недоразвитием значительно труднее усваиваются прилагательные обобщенного отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др. Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих прилагательных, так и в трудностях поиска известного, в нарушении актуализации пассивного словаря прилагательных.

В процессе проведения экспериментальной работы нами были выявлены множественные нарушения в речи детей с ОНР, связанные с употреблением имен прилагательных. В первую очередь, мы отметили несформированность самого понятия «имя прилагательное» (без употребления термина) в сознании учащихся. Словарь прилагательных детей беден как в количественном, так и в качественном отношении.

Исследование по анализу активного словаря прилагательных по представлению показало, что у многих детей крайне низкая способность подбирать соответствующие прилагательные к существительным. Не развито воображение, задание выполнялось чаще после подсказки о предполагаемой форме, цвета, качественных характеристик предмета.

У детей с ОНР были выявлены проблемы употребления в речи словоообразовательных моделей имен прилагательных. Неправильные формы прилагательных свидетельствуют о том, что дети заимствуют из речи окружающих производные слова в целом и не создают их по правилам словообразования, а воспроизводят на основе общего звукового образа. Часто это принимает вид искаженной модели, неологизма, что обусловлено недостаточностью фонематического восприятия и анализа.

Нарушения процесса синонимизации у детей с речевым недоразвитием проявлялось в незнании многих слов, в трудностях поиска известного слова, в нарушениях актуализации пассивного словаря. У детей не сформировано само понятие «отношения семантических единиц», что может являться причиной нарушений синонимических связей и отношений в структуре лексикона младших школьников с ОНР.

Все вышесказанное подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале работы о том, что младшие школьники с ОНР значительно отстают от нормы относительно сформированности словаря имен прилагательных. Это доказывает необходимость проведения поэтапной логопедической работы.

В ходе формирующего эксперимента мы применили различные игры и упражнения, которые были призваны помочь детям с речевым недоразвитием сформировать понятие о признках предметов, увеличить активный словарь прилагательных, побудить к самостоятельному образованию имен прилагательных, а также формировать навык синонимизации. Мы использовали методики, разработанные И. В. Богдановой [4], Г. А. Волковой [8], Н. С. Жуковой [19], Р. И. Лалаевой [25], И. В. Спировой [41], Т. Б. Филичевой [43], А. В. Ястребовой [50].

Результаты проведенной работы были выявлены в ходе контрольного эксперимента. Они позволяют говорить об успешном проведении экспериментальной работы. Мы не только достигли поставленных целей, но и отметили повышение культуры общения учащихся. В лексиконе младших школьников появилось много новых имен прилагательных, что сделало их речь более выразительной и яркой.

Однако стоит отметить, что полученный опыт является лишь небольшим этапом в ходе методичной поступательной коррекционно-логопедической работы, которая так или иначе должна проводиться ежедневно. Это предотвратит более серьезные нарушения в речевом развитии у детей с ОНР и поспособствует тому, чтобы сделать период школьного и дальнейшего обучения радостным, успешным и познавательным.

Исходя из результатов, полученных в ходе констатирующего и контрольного экспериментов, нами были определены следующие направления дальнейшей коррекционно-логопедической работы:

1. Обогащение активного словаря имен прилагательных.

2. Обогащение словаря синонимов имен прилагательных.

3. Работа над улучшением процесса словообразования имен прилагательных.

Каждое направление работы необходимо начинать с обогащения пассивного словаря детей, а только затем понятия отрабатываются на практике и вводятся в активную речь.

Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием у них высших психических функций, познавательных способностей.

Необходимо отметить, что коррекционная и профилактическая работы должны базироваться на общих дидактических принципах доступности, наглядности, индивидуального подхода, конкретности, сознательности, постепенного усложнения заданий и речевого материала.

Предложенные методические рекомендации, основанные на результатах проведенного исследования, могут позволить преодолеть трудности формирования словаря имен прилагательных у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Итак, экспериментальное исследование выявило у учеников контрольной и экспериментальной групп значимые различия уровня владения словарем имен прилагательных. Обнаружены достоверные различия между показателями контрольной и экспериментальной групп по выполнению всех заданий: количественный и качественный состав употребленных прилагательных

1) дети из КГ употребляли прилагательных в среднем в 2 раза больше, чем дети из ЭГ;

2) что касается качественного состава употребленных имен прилагательных среди детей из ЭГ, то большую их часть составляют оценочные прилагательные и очень мало прилагательных, обозначающих материал, величину и форму;

3) трудности в процессе словообразования прилагательных: образование неологизмов, неправильный выбор флексии, повторение заданного слова;

4) сложности в процессе подбора синонимов, отказы от выполнения задания.

Выявленные нарушения показали необходимость проведения соответствующей коррекционной работы, которая была проведена на формирующем этапе эксперимента по следующим направлениям:

увеличение активного словаря имен прилагательных, использование их в речи;

формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими рядами имен прилагательных;

побуждение детей к самостоятельному образованию производных имен прилагательных от существительных при помощи суффиксации.

Для решения задач формирующего эксперимента была подобрана серия дидактических игр и упражнений. Все игры апробированы в работе с детьми воспитывающимися в ДОУ. Рекомендованы И. В. Богдановой [4], Р. И. Лалаевой [25], М. И. Черемисиной [46], Г. В. Чиркиной [47], А. В. Ястребовой [50]. Материал отбирался исходя из результатов констатирующего эксперимента, т. е. делался упор на те вопросы, которые вызвали затруднения у детей.

Далее на этапе контрольного исследования мы выявили динамику показателей усвоения словаря прилагательных у младших школьников с речевым недоразвитием после проведенной коррекционной работы:

1. После формирующего эксперимента детьми больше употреблялись по представлению прилагательные, обозначающие материал, величину и форму.

2. Беседы с учащимися показали, что многие из них овладели основным умением в процессе синонимизации: дифференцировать слова по значению и употреблению в речи. Констатирующий этап выявил очень низкую способность владения этим навыком.

3. Результаты отображают положительную динамику в умении учащихся с ОНР образовывать имена прилагательные. Отказов выполнения задания, участия в играх больше не зафиксировано. Дети лучше ориентировались в теме упражнений, слушали инструкции, выполняли задания с интересом.

4. Учащиеся с ОНР продемонстрировали заинтересованность в выполнении заданий преимущественного игрового характера. Важно отметить, что даже в коллективных играх принимали участие все дети из экспериментальной группы. Хотя на констатирующем этапе было очевидно, что некоторые из них очень замкнуты и сконцентрированы на самостоятельной деятельности.

5. Учащиеся с ОНР стали более уверенно ориентироваться в различных категориях признаков предметов, активный словарь имен прилагательных стал шире и многообразнее.

Библиографический список:

1. Агафонова, И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе Текст. : учеб. пособие / С. -Петерб. гос. ун-т пед. мастерства, Фак. Психологии. - СПб. : Изд-во С. -Петерб. гос. ун-та пед. мастерства, 1997. - 61 с.

2. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с обим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью. Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед. наук – М., 2007. - 194 с.

3. Битянова, М. Д. Диагностика школьной зрелости Текст. / М. Д. Битянова, О. Ф. Барчук // Школьный психолог. 2000. - № 3. - С. 14-18.

4. Богданова, И. В. Развитие речи при изучении темы «Имя прилагательное» // Начальная школа, 2006 г. - №8. - С. 57-65.

5. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление Текст. : сб. упражнений / С. Е. Большакова. М. : Сфера, 2005. -124 с.

6. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Авторы-составители: Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. - М. : Просвещение, 2001 - С. 39-53.

7. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. - № 1. - С. 34-40.

8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.

9. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

10. Воронова, А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореферат. дис. канд. пед. наук / А. П. Воронова. СПб, 1993. - 58 с.

11. Выготский, Л. С. Развитие устной речи // Детская речь. 1996. - №9. С. 51-52.

12. Выготский, Л. С. Психология развития человека Текст. / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2006. -1134 с.

13. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов Изд-во Саратовского университета, 1981. - 159 с.

14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. М. : Детство-Пресс. - 2004. - 154 с.

15. Евдокимова, Л. А. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с недоразвитием устной речи Текст. : автореферат дис. канд. пед. наук / Л. A. Евдокимова. М., 2001. -164 с.

16. Ефименкова, Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М. : Просвещение, 2002. - 206 с.

17. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. : Просвещение, 1998. - 187 с.

18. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте // пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. М. : Просвещение, 2001. - 237 с.

19. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. - Екатеринбург, Литур, 2006. - 320 с.

20. Захарова, А. В. Отглагольные прилагательные в детской речи (модели словообразования и особенности употребления) / А. В. Захарова // Актуальные проблемы лексикологии. – Новосибирск, 2012. - 195 с.

21. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи Текст. : пособие для логопеда / Г. А. Каше. М. : Просвещение, 2005. - 207 с.

22. Коноваленко, С. В. Развитое познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет Текст. : практикум для психологов и логопедов / С. В. Коноваленко; Ассоц. авт. и изд. "Тандем". М. : Гном-Пресс, 1998. - 53 с.

23. Ковригина, Л. В. Механизмы и этапы формирования грамматического строя речи при нормальном речевом онтогенезе. - М. : Дрофа. - 2005. - 236 с.

24. Козырева, Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, Академия Развития, 2006. - 64 С.

25. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников Текст. : диагностика и коррекция : учеб. - метод, пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. - Ростов н/Д; СПб. : Феникс; Союз, 2004. 218 с.

26. Лалаева, Р. И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Мат-лы I Межд. конференции Российской ассоциации дислексии. – М. : Изд-во МСГИ, 2004. – 296 с.

27. Лалаева, Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). Спб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.

28. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969. - 214 с.

29. Львов, М. Р. Методологические основы методики развития речи учащихся / М. Р. Львов // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. – М. : МПГИ, 1985. - 209 с.

30. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка – М. : ИЦ "Академия" – 2000. С. 168-169.

31. Мазанова. Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. - М., изд-во «ГНОМ и Д», 2006. - 185 с.

32. Новгородская, Н. Е. Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе коррекционпо-логопедической работы Текст. : автореферат дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Новгородская. М., 1999. - 34 с.

33. Политова, Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка. - М. : Просвещение - 2004 - 192 с.

34. Рамзаева, Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». М. : Просвещение, 2009.- 431 с.

35. Рамзаева, Т. Г. Русский язык. 1–4 классы. Рабочая программа М. : Дрофа, 2013. - 96 с.

36. Рогожникова, Т. Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Тверь, 2003. - №2. С. 139-147.

37. Рождественский, Н. С. Состояние и задачи дальнейшего развития методики обучения русскому языку и арифметике в начальной школе. Сборник статей. М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. - 112 с.

38. Прищепова, И. В. Особенности лексикона младших школьников с общим недоразвитием речи // Известия государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2011. - № 142. С. 34-42.

39. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Текст. : учеб. пособие / И. Н. Садовникова. М. : Владос, 1995. — 256 с.

40. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда Текст. : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Селиверстова В. И. М. : Акад. Проект, 2004. - 477 с.

41. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1- 4 классы); - М. : Педагогика, 2009. - 192 с.

42. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 2000. - 528 с.

43. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук в форме научного доклада. / Т. Б. Филичева. – М., 2000. - 162 с.

44. Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. / С. Н. Цейтлин. – М., 2008. - 345 с.

45. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М. : Знак, 2009. - 215 с.

46. Черемисина, М. И. Особенности образования суффиксальных прилагательных в детской речи // Фонетика и морфология языков России. / М. И. Черемисина, А. В. Захарова. – Новосибирск, 2002. - №7. С. 23-30.

47. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми Текст. : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ / [Г. В. Чиркина и др. ]. 2. изд., испр. - М. : АРКТИ, 2003. - 239 с.

48. Шанский, Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М. : Учпедгиз, - 1959. - 245 с.

49. Щерба, Л. В. О частях речи в русском языке // избранные работы по русскому языку. -М., 1957.- 188с.

50. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов. – М., 1999. - 245 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Планета здоровья». Программа коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Дидактическая игра как средство развития активного словаря прилагательных Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно.

Консультация «Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи» Особенности вокальной работы для детей с общим недоразвитием речи Система музыкального воспитания в ДОУ предполагает интенсивное развитие.

Особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Аннотация. В данной статье описываются особенности формирования фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР, рассказывается.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности слухоречевой памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – это важный этап в развитии каждого ребенка. Именно этот период начинается активная подготовка к школе. Современная.

Особенности вербальной памяти у детей с общим недоразвитием речи Особенности вербальной памяти у детей с Общим недоразвитием речи. Учитель-логопед Гунченко Е. Н. ГКУСО «Ставропольский социальный приют Росинка».

Праздник для учащихся 1 класса «Мы школьниками стали» Праздник «Мы школьниками стали» Цель: 1. Оказание детям поддержки в успешной адаптации к своему новому качеству ученика. 2. Формирование.

Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала Работу по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала начинаю уже в старшей группе компенсирующей направленности.

Танцтерапия, как средство коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками Школьному педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности усвоения словаря прилагательных младшими школьниками с речевым недоразвитием
Опубликовано: 6 августа 2019 в 20:08
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД