Елена Исаева
Особенности в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Целью логопедической работы является освоение учащимися
коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для
успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития речевых навыков у детей с аутизмом. Следует учитывать, что коррекция звукопроизношения не является основной задачей!
Основные задачи логопедической работы при аутизме :
Публикация «Особенности в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом; ·
установление эмоционального контакта с ребенком;
активизация речевой деятельности; формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации и развитие речи в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с аутизмом
осуществляется междисциплинарной командой специалистов (учитель, педагог-психолог, учитель- дефектолог, учитель-логопед, тьютор). Коррекционному специалисту важно взаимодействие с учителем класса, учитывать его мнение, пожелания в построении индивидуальной работы с учениками.
Работа логопеда строится с опорой на диагностическое обследование,
которое проводится в начале учебного года среди всех учеников начальных
классов:
– наблюдения;
– беседа;
– внесение результатов в индивидуальные речевые карты.
Обследование речи детей проводится по методике Т. А. Фотековой.
Занятия с учащимися с аутизмом проводятся в индивидуальной форме.
Занятия с каждым обучающимся проводятся два раза в неделю. Если в
связи с учебной нагрузкой эмоциональное состояние учащегося ухудшается,
количество занятий может быть сокращено до одного раза в неделю. Время
индивидуальных занятий варьируется от 20 минут до 30 минут (в зависимости
от индивидуальных потребностей и возможностей каждого конкретного
ученика).
Организация рабочего места – в поле видимости должно быть как можно
меньше предметов. Все материалы располагаются рядом, на отдельном
столе/стуле, вверх «рубашкой».
Расположение учителя относительно ученика – напротив, рядом, слегка
за спиной (в зависимости от того, требуется ли ученику физическая помощь, и
от его эмоционального настроя).
Важно помнить: дети с аутизмом тяжело воспринимают вербальную
инструкцию (так как мыслят образами, особенно длинную,
многоступенчатую. Это может вызвать у них агрессию, аффективное поведение.
Необходимо:
– предъявлять четкие, конкретные инструкции, делить длинную
инструкцию на несколько частей;
– использовать наглядный материал
– использовать подсказки (физическую, указательный жест,
моделирование правильного ответа («сделай как я», речевую, визуальную).
Важно соблюдать ритуалы урока:
начало урока -артикуляционная гимнастика;
конец урока – поощрение (словесное или визуальное и т. п., прощание.
Важно помнить, что дети с РАС не могут воспринимать временные рамки.
Необходимо визуализировать время: сначала рисуем, потом играем,
потом обед, потом уход домой. Это может быть карточка с картинками
(визуалКроме того, необходима система поощрений внутри урока (жетоны,
звезды, возможность поиграть с любимой игрушкой, съесть конфету и т. п.).
Конечно, работой на логопедических занятиях сопровождение детей с
РАС учителем-логопедом не ограничивается. Также необходимо проводить
наблюдение за детьми на уроках, во время внеурочной деятельности (перемены, различные мероприятия). Важно услышать, как ребенок использует навыки коммуникативной речи в быту, в самостоятельных реакциях (выражает просьбу, вступает в диалог и т. д.); увидеть, как пользуется навыками письменной речи при самостоятельной работе.
Конечная задача любого специалиста – это помочь ученику с РАС в
усвоении УУН (универсальные учебные навыки, помочь стать успешным в
учебе, уметь применять полученные навыки во внешней среде.
Если мы будем отталкиваться от того, что не ребенок с аутизмом
адаптируется к окружающей среде, а окружающая среда адаптируется под
ребенка, то и работать с обучающимися с РАС нам будет легче и понятнее. ьное расписание, карточка с написанным расписанием.