Татьяна Иванова
Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание трудолюбия у дошкольников проблема важная и актуальная на сегодняшний день.
Проанализировав ряд источников по данной теме, можно дать следующее определение понятию «трудолюбие». Это нравственное качество личности ребенка, проявляющееся в его осознанности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего труда, положительном отношении к трудовой деятельности взрослого.
Публикация «Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых» размещена в разделах
Если опираться на результаты наблюдений, можно прийти к выводу, что в настоящее время в практике работы педагогов детских садов уделяется недостаточное внимание планированию совместной работе с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, отсутствует наглядный процесс в поведении взрослого как образца для воспитания данного качества.
Данные педагогических исследований В. И. Логиновой, М. В. Крулехт, В. Г. Нечаевой, Г. С. Малуновой, Т. А. Марковой и других о взаимосвязи средств трудового воспитания показывают, что работа, проводимая в ДОУ по формированию представлений об общественной значимости труда взрослых, во многом способствует развитию у дошкольников правильных представлений о трудолюбии.
Как отмечает Г. С. Малунова, воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста состоит в активизации позиции самих дошкольников, расширении сферы совместной со взрослыми трудовой деятельности, в процессе которой осуществляется взаимоперсонализация, в выработке единой позиции воспитателей, родителей по формированию трудолюбия. Особенностями его формирования выступают проявления особых усилий, которые реализуются ребенком и соответствуют нормам коллективно-распределительной активности, осознание необходимости трудиться добровольно ради ощущения эмоционального удовлетворения от причастности к труду взрослых, сформированность практических умений, устойчивых интересов к различным видам труда других, умение самоорганизации и организации труда других, стремление принести своим трудом пользу и достигать результата [1].
Т. А. Маркова считает, что особенности воспитания трудолюбия в старшем дошкольном возрасте заключаются в следующем:
- развитие интереса ребёнка к труду посредством моделирования ситуаций и развития желания оказывать помощь или учить кого-либо трудовому процессу;
- осознание ребёнком смысла, общественной важности и результата труда;
- участие в труде совместно со взрослыми;
- осознание ребёнком своих обязанностей во время трудового процесса;
- изготовление моделей трудового процесса, которые будут понятны ребёнку, станут опорой для него во время трудовой деятельности;
- индивидуальная форма работы (ребёнок действует самостоятельно, получая результат, общий труд (дети трудятся совместно, согласовывая распределение задания и обобщая результат, последовательно распределённый труд (тесное сотрудничество при прямой зависимости от каждого из партнёров темпа и качества их деятельности).
- планирование трудовой деятельности и постоянное наблюдение за участниками труда.
- развитие интереса к будущей трудовой деятельности [2].
Таким образом, особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста заключаются в ознакомлении с предметным миром и трудовой деятельностью взрослых, организации игр и руководстве ими, расширении сферы общественно полезного труда, в выработке единой позиции воспитателей и родителей по формированию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе [Текст] / Г. С. Малунова. – М. : Академия, 2005. – 207с.
2. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников : Кн. Для воспитателя дет. сада [Текст] / Т. А. Маркова. – М. : Просвещение, 1991. – 108с.