Татьяна Петаева
Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста.
Изобразительное творчество - это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Пространством безопасности и доверия для ребенка на время становится чистый лист бумаги. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий.
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети - это цвет.
Публикация «Особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста,» размещена в разделах
Период раннего младшего возраста, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов, интерес к краскам, объясняется возможностью получения на месте бумагу ярких цветов пятен. Цвет может связываться ассоциативно с эмоциями, настроением.
Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Детей привлекает не только процесс закрашивания места, но и восприятия пятна. Они рисуют одно пятно рядом с другим, в разных направлениях проводят полосы, ритмично наносят мазки. Лист бумаги, закрашенный в какой-либо цвет,воспринимается как единый образ. Эти ассоциации возникают не только по цвету, пятна по своим очертаниям действительно похожи на предметы, названные детьми. Ассоциативная связь с предметом может возникнуть и не из зрительного соответствия, а из характера линий, пятен и штрихов.
К 4-5 годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе можно использовать не только задание по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознать врагов и друзей. Все цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение зеленому, синему, голубому.
Цвет-это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Один и тот же цвет может влиять на разных людей неодинаково. Он может успокаивать или возбуждать, огорчать или веселить. Дети воспринимают цвет иначе, чем взрослые. Они заявляют об этом в своих рисунках. Дети более чувствительны к звукам и краскам.