Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте.

Светлана Сизенкова
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте.

«Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997).

В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хофманн первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

Необходимо отметить, что есть большая разница между просто активностью и гиперактивностью.

Давайте попробуем в этом разобраться.

Активный ребенок

Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать – может и книжку послушать, и пазл пособирать. Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, т. е. даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

Гиперактивный ребенок

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Активный ребенок

Активен не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный – в садике, в гостях у малознакомых людей.

Гиперактивный ребенок

Неуправляем везде, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях (дом, магазин, детский сад) ведет себя одинаково активно.

Активный ребенок

Не агрессивен. Т. е. случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.

Нарушения внимания

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности.

2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. Не может до конца закончить поставленную задачу.

5. Слушает, но кажется, что не слышит.

6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.

7. Плохо организован.

8. Часто теряет личные вещи.

9. Забывчив.

Гиперактивность/импульсивность

Гиперактивность:

1. Ребенок суетлив.

2. Не способен усидеть на одном месте.

3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ёрзает на своем месте).

4. Не может тихо, спокойно играть.

5. Всегда нацелен на движение.

6. Болтлив.

Импульсивность:

7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.

8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

Для постановки диагноза необходимо присутствие 6 из 9 критериев в каждом проявлении.

Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка:

- концентрировать внимание;

- доводить начатое до конца;

- контролировать свои умения;

- снимать мышечное напряжение;

- контролировать свои эмоциональные проявления;

- расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Рекомендации педагогам по взаимодействию с гиперактивными детьми.

1. В общении с ребенком поддерживайте позитивную установку. С ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов. Старайтесь игнорировать его нежелательное поведение.

2. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, мозаика и т. п.)

3. Инструкции и указания следует давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т. к. в противном случае ребенок просто не услышит вас.

4. Не просите ребенка сделать сразу несколько поручений, т. к. ребенок просто не запомнит их.

5. Система ограничений и запретов должна быть четкой, количество запретов должно быть сведено до минимума.

6. Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если вы что-либо запрещаете ребенку, дайте ему возможность выбора другого занятия.

7. За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребенка об этом. Можно использовать звуковой сигнал.

8. Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. В занятиях обязательно использовать физминутки (релаксационные паузы, ритмическую, пальчиковую гимнастику).

10. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним.

11. Использовать в работе с детьми игры для развития быстроты реакции, координации движений; подвижные игры с использованием сдерживающих моментов; психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния; работу с глиной, водой и песком.

12. Обучать детей приемам саморегуляции, самомассажу.

13. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры.

14. Необходимо хвалить ребенка в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, т. к. только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь таким детям быть успешными.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Профессионально-этические нормы взаимодействия педагога с детьми и их родителями». «Профессионально-этические нормы взаимодействия педагога с детьми и их родителями». Профессионально-этические нормы взаимодействия педагога.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Содержание Введение…. 3 1. Начальный этап формирования личности ребенка…. 4 2. Развитие самосознания.

ГТО в дошкольном возрасте «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил.

Игровой тренинг взаимодействия родителей с гиперактивными детьми Игровой тренинг взаимодействия родителей с гиперактивными детьми Учитывая индивидуальные особенности гиперактивного ребенка (быструю утомляемость,.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация «Особенности проведения ОД совместно с родителями в дошкольном возрасте, как часть проектной деятельности» Работа с родителями является одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение.

Режиссерские игры в дошкольном возрасте Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта,.

Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок.

Развитие воли у детей в дошкольном возрасте. В нестоящее время все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований,в.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте.
Опубликовано: 2 апреля 2016 в 16:37
+138Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «И на пустырях растут цветы» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию «И...
Фотоотчет «В гостях у сказки»
Интересно, увлекательно и необычно прошла неделя «В гостях у сказки». Никто даже предположить не мог, что итоговым мероприятием станет показ...
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов «Мы вместе!»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 7-х классов. «Мы вместе! » Цель : сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных...
Мастер-класс по изготовлению игры на закрепление счета и усвоение чисел «Готовим...
Арькова Екатерина Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №3 «Улыбка» г. Калача-на-Дону, Волгоградской области Задачи: 1. Упражнять в знании цифр 2....
Занятие «Путешествие в весенний лес»
Задачи: – побуждать детей читать стихотворения выразительно, по средствам художественного слова закрепить правила поведения в лесу; — развивать память,...