Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ

Наталья Перепилицина
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ.

Аннотация: в статье освещаются различные аспекты проблемы адаптации детей раннего и дошкольного возраста к детскому саду; описаны трудности процесса адаптации и роль взаимодействия с родителями в этот период, необходимость постоянного повышения педагогами своей компетентности в вопросах организации адаптационного периода.

Ключевые слова: ранний возраст, детский сад, адаптация, взаимодействие с родителями, компетентность педагога.

В наше время потребность в общественном воспитании детей раннего дошкольного возраста не только не утратила своей актуальности; но еще более возросла. Различные аспекты проблемы адаптации детей раннего и дошкольного возраста изучались в дошкольной педагогике и педагогике раннего возраста в 70-80-х годах прошлого века (М. Н. Аксарина, Г. М. Лямина, Н. Д. Ватутина и др.).

В последние годы более активно в психолого-педагогической литературе изучаются механизмы социальной адаптации ребенка и способы педагогического взаимодействия с детьми в адаптационный период [3,4].

Все исследования указывают на переживание ребенка стресса в процессе адаптации к детскому саду, так как ему предстоит приспособитьсяк новым для него условиям жизнедеятельности: новое помещение, новые люди, отсутствие родителей, контакты со сверстниками. Трудности процесса адаптации сегодня часто наблюдают педагоги и переживают родители: плач малыша, отказ от общения с окружающими, еды, сна и пр. Все эти поведенческие реакции характеризуют дезадаптацию к условиям детского сада. Если не изменить ситуацию и подход к ребенку, то это может привести к ухудшению показателей эмоционального благополучия, психического здоровья и даже к неврозу, что затрудняет дальнейшее пребывание ребенка в детском саду. Решение этой проблемы актуализирует тему сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Объединение педагогических усилий воспитателей и родителей обеспечивает малышам психологическую защиту, эмоциональный комфорт, содержательную жизнь в детском саду и дома. Такое сотрудничество является залогом оптимального протекания адаптации детей к детскому саду.

Совместные усилия родителей и педагогов в этот период направлены, прежде всего на формирование у малышей положительного отношения к детскому саду и ко всем режимным процессам, потребности в общении со взрослыми и сверстниками, развитие различных умений, элементарных навыков самостоятельности, соответствующих возрастным возможностям.

Анализ материалов исследований (Р. В. Тонкова – Ямпольская) процесса адаптации детей к детскому саду позволяет выделить основные фазы адаптационного процесса [5].

Первая - острая фаза (или период дезадаптации) сопровождается разнообразными изменениями в соматическом и психическом состоянии малыша, что сказывается на снижении веса, частых респираторных заболеваниях, нарушении сна, снижении аппетита, регрессе в речевом развитии (в среднем длится один месяц).

Вторая фаза - подострая (или фаза собственной адаптации) характеризуется проявлением адекватного условиям поведения ребенка. Все дезадаптационные признаки в меньшей степени проявляютcя и фиксируются только по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа в основном психического развития по сравнению со средними возрастными нормами (длится около 3-5 месяцев).

Третья фаза - компенсации (или период адаптированности) характеризуется нормализацией темпа развития ребенка. Как правило, уже к концу учебного года дети преодолевают наблюдавшуюся задержку темпов психического развития и ведут себя спокойнее в детском саду в отрыве от родителей [5,6].

Учитывая сложность важность протекания адаптации для сохранения психического развития и детей, педагогу необходимо постоянно повышать свою компетентность по данной проблеме. В нашей педагогической науке накоплен достаточно большой опыт, рефлексия которого позволит грамотно определять педагогическую позицию и методы воздействия в отношении малышей, и их родителей в данный период. Так, еще Н. Д. Ватутиной в 80-х годах прошлого столетия, были определены оптимальные условия успешной адаптации малышей к детскому саду, раскрыты их особенности поведения, даны рекомендации по организации педагогического процесса в этот непростой для всех период, а также требования к подготовке детей к поступлению в детский сад.

Исследователи в области воспитания и развития детей раннего возраста обращают внимание педагогов на необходимость учета возрастных особенностей детей при выборе методов воздействий. Ребенок раннего возраста не способен немедленно выполнить указание взрослого, прекратить действие, игру или начать новую. Категорическое требование взрослого «сейчас же перестать» для малыша является трудновыполнимым и, как правило, вызывает слезы или протест. Педагогическое требование гораздо эффективнее, если будет выражено в форме предупреждения ребенка о необходимости закончить действие, игру или перейти к другому занятию (одеваться на прогулку, мыть руки и т. п.). Воспитатель должен уметь терпеливо ждать, пока ребенок выполнит указание, при необходимости, еще раз спокойно о нем напомнить. Также важно помнить и учитывать склонность малышей к подражанию. Ребенок быстрее начинает знакомиться и общаться со взрослыми и сверстниками, если он будет чувствовать по отношению к себе доброжелательность, внимание, ласку. В атмосфере раздражительности, ребенок замыкается в себе и его поведение становится нестабильным, не проявляет интереса к окружающему.

Малыши очень тонко чувствуют и замечают даже малейшие изменения в тоне и обращении к нему взрослого, поэтому педагогу важно контролировать тон разговора с ребенком и другими взрослыми. Он должен быть спокойным и ровным. В оценке поведения малышей следует чаще обращать внимание и подчеркивать вслух положительные стороны, которые могут служить образцом для подражания.

Многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных педагогов, психологов доказывают зависимость характера привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения от подготовки малыша взрослыми в семье к новому периоду в его жизни. Известный специалист по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста Н. М. Аксарина, давая оценку значимости подготовки малыша к новым для него условиям жизнедеятельности, проводила очень важное метафорическое сравнение действий садовника, который, собираясь пересадить дерево, сначала подготавливает для него участок, потом бережно выкапывает, стараясь не повредить его корневую систему и затем пересаживает дерево вместе с землей. Несмотря на это, на новом месте дерево болеет, пока не приживется [1].

Организация адаптационного периода предполагает включение детей и их родителей в этот процесс. Одним из важнейших условий является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между всеми участниками адаптационного процесса.

Система управления в дошкольном образовательном учреждении процессом адаптации может иметь разные варианты, учитывающие степень активности воспитанников:

усвоение детьми и их родителями распорядка дня;

обновление предметно - развивающей среды, придание ей «привлекательности»;

создание традиций и устойчивых ритуалов, как факторов оптимизации приспособляемости малыша к жизнедеятельности в детском саду.

Для каждого ребенка родители являются воспитателями, но, с переходом в детский сад, их сменяют воспитатели. Характер общения, требований воспитателей и родителей могут быть различны, что сказывается на ответной поведенческой реакции малыша, пришедшего в детский сад.

Опыт показывает, что начинать общение с родителями воспитанников необходимо еще до поступления ребенка в детский сад. Для них можно провести экскурсию – знакомство с детским садом, групповыми помещениями, оборудованием. Важно ознакомить с режимом дня, к которому малышу придётся адаптироваться и вместе с родителями обсудить возможные способы облегчения прохождения этого периода.

Узнать больше об индивидуальных особенностях ребенка можно с помощью анкетирования родителей. Для определения готовности малышей к поступлению в детский сад и составления прогноза характера адаптации на практике применяются психолого-педагогические параметры, которые, как правило,объединяются в три блока:

1) поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;

2) нервно- психическое развитие;

3) черты характера личности.

На основании анкетирования и беседы с родителями составляется карта готовности малыша к поступлению в детский сад. Анализ характеристики личности малыша, данной родителями, позволяет сделать прогноз адаптации его к новым условиям жизни, определить возможные проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации и дать им рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Такая предварительная работа с родителями позволяет своевременно оказать малышу помощь, чтобы снизить или устранить возможные трудности перехода от одних условий жизни к другим.

Процессу привыкания малышей к детскому саду содействует создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе посредством формирования у малышей положительной установки и желания идти в детский сад. Создание атмосферы тепла, уюта и доброжелательности в группе способствует развитию у детей уверенности, исчезновению волнений и страхов.

Педагогика раннего детства предполагает развитие ребенка в разнообразной деятельности. Организация в адаптационный период содержательной игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов в разных системах взаимоотношений («Ребенок- взрослый» и «Ребенок - ребенок») значительно облегчает процесс привыкания малышей к детскому саду. Организация игр в этот период направлена на установление эмоционального контакта, формирования у детей доверия к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера по игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Игры выбираются с учетом возможностей малышей и места их проведения. Также важно ознакомить и родителей с адаптационными играми, которые они могут проводить с малышом дома.

Успешная адаптация малыша к условиям детского сада во многом зависит от взаимных позитивных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в доброжелательном отношении педагога к их ребенку, видели на практике профессиональную компетентность педагога в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

Список литературы

1. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2007. - 304с.

2. Ватутина Н. Д.Ребенок поступает вдетский сад: Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Л. И. Каплан. — М.: Просвещение, 1983.-80 с.

3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. /О. Г. Заводчикова. -М.:Просвещение, 2007, -79с.

4. Соколовская Н. В. Адаптацияребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт. -сост. Н. В. Соколовская.- Волгоград:Учитель, 2010.-188с.

5. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/ под ред. Р. В. Тонковой – Ямпольской, Е. Шмидт - Кольмер, А. Атанасовой - Буковой. – М., 1980.

6. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. -М.: Издательство "Мозаика-Синтез", 2007.- 127с.

Публикации по теме:

Рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников «Детский сад детям рад» «Детский сад детям рад!» (рекомендации в период адаптации воспитателям ДОУ и родителям воспитанников, описание ежедневного пребывания ребенка.

Модель взаимодействия музыкального руководителя и педагогов в период адаптации Ведущими идеями дошкольного образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения всех участников образовательного.

Взаимодействие с родителями младшей группы в период адаптации Федорова Е. Ю., воспитатель ГБДОУ детский сад №102 Невского района Санкт - Петербурга "Взаимодействие с родителями младшей группы в период.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Инновационные формы взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению» Актуальность.

Игры для детей в период адаптации к ДОУ Игры для детей в период адаптации к ДОУ Румяные щечки Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

Инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Особенности речевой активности детей в период адаптации Изменение речевой активности детей при поступлении в дошкольные образовательные учреждения относятся к параметрам оценки социальной адаптации.

План взаимодействия с родителями воспитанников первой группы раннего возраста «Пчёлка» на летний период ИЮНЬ Сроки Консультации Информационные стенды, брошюры, папки передвижки, буклеты Нетрадиционные формы работы с родителями 1 июня- 8 июня.

Положение об организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников Положение об организации взаимодействия педагогов МБДОУ «Золотой ключик» с. Покровское с родителями воспитанников (законными представителями).

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Праздники
Автор публикации:
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников в период их адаптации к ДОУ
Опубликовано: 15 июня 2018 в 21:51
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...