Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста

Нина Ивановна Воробьёва
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми действительности проявления себя доступным образом – эмоционально.

В научных исследованиях отмечается многообразие понятий «эмоция». Так, по мнению К. Изарда, целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента,характеризующие это явление:

а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пи-щеварительной и других системах организма;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции в ча-стности, те, которые отражаются на лице.

В советском энциклопедическом словаре эмоции – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженные субъективную окраску и охватывающие все виды чувстви-тельности и переживаний; связанных с удовлетворением или неудовлетворе-нием различных потребностей организма [18,1570].

С психологической точки зрения (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) - эмоция» - это психическое отображение в форме непространственного при-страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обуслов-ленных свойств к потребностям субъекта [38, 461].

Е. В. Рылеева считает, что эмоции – это переживание, связанное с при-страстным отношением к чему бы то, ни было. Поскольку мотивы у всех лю-дей разные, то одно и то же событие выражает различные эмоциональные переживания, и следы от события в памяти каждого остаются разные. Моти-вы у всех детей разные, поэтому одно и тоже событие вызывает разные эмо-циональные переживания, а главное следы от события в памяти остаются разные. С их помощью регулируется поведение ребенка.

С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский создавая теорию мотивации, осно-вываются на желание, описанное З. Фрейдом в его работах. Авторы его ин-терпретируют, как «когнитивно – аффективное понятие, ограниченное по-тенциально примитивным или неприятными исходами действий» [Цит. по 39, 36]. Умеренная степень рассогласования возбуждает умеренное удовольствие и интерес, а выраженное и неожиданное рассогласование возбуждают испуг и неудовольствие.

В 1977 году Дал развивает теорию мотивации, которая может сделать понятия эмоций значимой частью психоаналитической теории. Он разделяет эмоции на два класса: подразумевающие объекты и не подразумевающие объекты.Первые состоят из трех частей: различающего восприятия (чувство опыта); желания; выражения (межличностного, пантономического).

Вторые включают отрицательные эмоции – тревогу и депрессию, а по-ложительные – рвение и оптимизм. И те, и другие рассматриваются как ин-стинктивные и имеющие характеристики, описанные С. Х.Раппопортом: без-условность избирательность, замещаемость и в некоторых случаях циклич-ность. В системе Дала эмоцииимеют основные характеристики фрейдовских инстинктивных влечений и требуют удовлетворения аналогичным образом: «Бегством от вызывающий страх ситуации в страхе; поеданием пищи – при голоде и т. д.). Автор рассматривает эмоции, как приспособительные средст-ва, которые играли роль в выживании индивидов на всех эмоциональных уровнях.

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

«Применение театрально-игровой деятельности для эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста» О роли театрального искусства в развитии эмоциональной сферы детей известно давно. Учёные отмечают, что театрализованная деятельность имеет.

Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возрастаЦветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста. Воспитатель МДОУ «Детский сад» №28 Маслова Наталья.

Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять.

Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей» Пол - комплекс репродуктивных,.

Презентация по самообразованию « Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста» Презентация по самообразованию. Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель.

Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста» Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Методики исследования и развития Памятью - называется познавательный процесс, в ходе которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом.

Создание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развитияСоздание условий для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в группе раннего развития Создание условий для развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группа № 3 (Раннего развития). В нашей группе есть.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 10:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс «Музыкальные инструменты своими руками»
Образовательные области: - «Социально – коммуникативное развитие», - «Художественно – эстетическое развитие». Цель: Создание единого пространства...
Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста «Подарок для мамы»
Конспект занятия по аппликации в группе раннего возраста "Подарок для мамы". Сагайдакова Мария Александровна Цель занятия: Воспитывать стремление...
Мастер-класс по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования для детей...
Цель. Развивать желание создавать рисунок, используя различные материалы для изображения. Задачи. Учить детей закрашивать предмет отдельными...