Получи документы

Освоение детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников

Елена Филимонова
Освоение детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников

Актуальность проекта: С увеличением миграционных потоков из стран СНГ, а также в связи с демографическими изменениями, происходящими в России, вопрос развития миграцион-ной политики становится одним из приоритетных на уровне государства. Современное общество все в большей степени становится поликультурным и полиязычным. Российский опыт государственного развития уникален. Мы – многонациональное общество, но мы – единый народ. Уверенность, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности, опирается на нашу культуру, историю, тип идентичности.

Публикация «Освоение детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников» размещена в разделах

В. В. Путин в своей предвыборной программе подчеркнул актуальность постановки вопросов национальной политики в России : «… важнейшей задачей национальной политики является обеспечение мигрантам нормальной адаптации в обществе. А для этого в государстве необходимо создать такие условия, при которых элементарным требованием к людям, желающим жить и работать в России, является их готовность освоить наши культуру и язык».

Огромная роль здесь принадлежит образованию. В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкиваются с большими трудностями, так как основные общеобразовательные программы строятся на неродном для них русском языке, который им приходится осваивать стихийно, бессистемно, без специальной организации и специального обучения. Следствием этого становится отставание в освоении общеобразовательных программ, что снижает самооценку детей-мигрантов, негативно сказывается на их отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди сверстников.

Обеспечить детям-инофонам равные стартовые возможности обучения в российских шко-лах возможно только, если, начиная уже с дошкольного учреждения, создавать оптимальные условия для овладения ими языком, на котором осуществляется обучение – русским. Владение русским языком необходимо и для нормального общения со сверстниками и воспитателями, а в дальнейшем и учителями, предупреждения межэтнических и прочих конфликтов.

Анализ ситуации внутри детского, родительского и педагогического коллективов дошкольного учреждения по некоторым важным позициям выявляет актуальные для полиэтнического детского сада проблемы, которые во многом обусловлены увеличением количества детей-мигрантов:

– выявлена тенденция к снижению уровня готовности к школьному обучению выпускников дошкольного учреждения;

– мониторинг освоения образовательной программы начального образования показал, что большой процент выпускников дошкольного учреждения не справляется с традиционными про-граммами первого класса начальной школы;

– методик и программ работы с детьми, для которых русский язык не является родным, не существует. А потому, эти дети, попадая при смене места жительства в русскоязычную речевую среду, овладевают русским языком спонтанно, что приводит к низкому уровню владения русской устной, а в дальнейшем и письменной речью.

Эти проблемы и обусловили актуальность разработки и внедрения в образовательный процесс дошкольного учреждения системы работы по освоению детьми-инофонами русского языка.

Инновационная значимость проекта заключается в том, что разработанная система работы с детьми-инофонами органично включается в образовательную деятельность по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, не нарушая образовательный процесс ДОУ и не увеличивая учебную нагрузку; осуществляется в форме организации адекватных каждому возрасту видов детской деятельности. Кроме того, процесс освоения русского языка осуществляется системно и способствует речевому и общему развитию воспитанников, а также оптимизирует процесс адаптации детей-инофонов к условиям русскоязычного образования.

Цель проекта: создание в дошкольном учреждении условий для оптимизации процесса овладения детьми-инофонами устной русской речью, адаптации к условиям пребывания в русскоязычной речевой среде.

Задачи проекта:

1. Разработка и внедрение в образовательный процесс дошкольного учреждения методик овладения детьми-инофонами всех возрастных групп устной русской речью.

2. Создание условий для сближения национальных культур народов России, представители которых посещают дошкольное учреждение.

3. Формирование у воспитанников ДОУ предпосылок положительных межличностных взаимоотношений со сверстниками.

4. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дошкольного учре-ждения по вопросам работы с детьми и родителями воспитанников, для которых русский язык не является родным.

Основная идея проекта: любые основные общеобразовательные программы дошкольного образования рассчитаны на успешное освоение их русскоязычными детьми в установленные сроки, в установленном объеме содержания и с использованием определенных программами методов, приемов, средств и организационных форм. Дети-инофоны, для которых русский язык не является родным, испытывают трудности в освоении установленного в программах объема содержания, в установленные сроки. Оптимальные для русскоязычных детей методы, приемы и средства образования дошкольников также малоэффективны в условиях пребывания детей в незнакомой для них русскоязычной среде. Результатом является наблюдаемый низкий уровень освоения детьми-инофонами основных общеобразовательных программ дошкольного образования, а в дальнейшем – невозможность успешного обучения в начальной школе. Основная идея проекта состоит в том, что образовательную деятельность с детьми-инофонами необходимо дополнить содержанием, позволяющим им эффективно освоить русский язык, повысить качество речевого развития, обеспечить полноценное общение со взрослыми и сверстниками в условиях русскоязычного окружения, используя методы и средства, адекватные возрасту воспитанников-инофонов.

Новизна проекта: обогащение образовательного процесса дошкольного учреждения си-стемой работы с детьми-инофонами, позволяющей им эффективно овладеть устной русской речью в оптимальные сроки, адаптироваться к условиям русскоязычной образовательной среды, успешно освоить основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения и обеспечить оптимальную готовность к обучению в начальной школе.

Структура проекта: включает пять авторских программ, разработанных педагогами до-школьного учреждения и охватывающих возраст детей от 3-х до 7-ми лет.

1. Программа формирования у детей-инофонов младшего дошкольного возраста интереса к творческой речевой деятельности в процессе организации разных игр : составляет комплекс игр всех видов, содержащих речевую задачу, : призвана вызвать интерес к русской речи и научить детей понимать речь воспитателя и сверстников.

2. Программа интеграции двигательной и речевой деятельности детей-инофонов средних групп и их родителей в процессе функционирования детско-родительского спортивного сообщества: разработана с целью включения родителей воспитанников-инофонов в работу по обучению русскому языку; состоит из физкультурных развлечений с родителями, содержащих речевые задания.

3. Программа по преодолению межъязыковой интерференции детей-инофонов старшего дошкольного возраста: реализуется учителем-логопедом с детьми, совсем не говорящими на рус-ском языке и не понимающими русскую речь : составляет игровой словарик и комплекс логопе-дических упражнений.

4. Программа интеграции речевой и игровой деятельности детей-инофонов старшего до-школьного возраста: основана на использовании сюжетно-ролевой игры с целью совершенство-вания речи дошкольников-инофонов.

5. Программа совершенствования речи детей-инофонов подготовительных к школе групп средствами народного искусства: использование всех видов народного искусства, доступных детям дошкольного возраста, для совершенствования речевых умений: различных способов изодеятельности, театрализованной деятельности, музицирования и пения, чтения художественной литературы.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 3 1.3. Формы и методы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей В современных исследованиях.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 4 Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. 2.1.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 5 2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей и анализ.

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Опыт работы Августовские мероприятия «ФГОС ОО — основа достижения новых результатов образования»Представление опыта работы по реализации регионального.

Формирование ценностно-смысловых и общекультурных компетенций на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС ООО В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому стандарт поставил на первое.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества.

Освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми «Освоение организации опытно – экспериментальной деятельности с детьми» Людой ребенок, особенно дошкольник, по природе исследователь.

Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию.

Современная модель организации педагогической деятельности с музыкально одаренными детьми в условиях ДОУ Развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры,.

Управление методической работой дошкольной образовательной организации в условиях личностно ориентированного подхода Управление методической работой дошкольной образовательной организации в условиях личностно – ориентированного подхода Аннотация. Стратегия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Освоение детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников
Опубликовано: 2 декабря 2016 в 09:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД