МААМ-картинки

Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков»

Луиза Фейтуллаева
Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков»
▼ Скачать + Заказать документы

Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков» (ММЧ)

Консультация для воспитателей.

Слайд №1

Метод ММЧ помогает формированию у детей диалектических представлений о различных объектах и процессах неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. Метод моделирования маленькими человечками позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов.

Слайд №2

Публикация «Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью „методики маленьких человечков“» размещена в разделах

Цель метода

Цель: Формирование умений анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы. Создать условия для усвоения обобщенной модели веществ и явлений.

Слайд №3

Технологическая цепочка

1 ШАГ. В повседневной жизни детей обращать внимание на физические явления, происходящие в природе через анализаторы (руки, глаза, уши, нос, язык).

2 ШАГ. Вместе с детьми педагог выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Рассматривание объектов и явлений не только в статике, но и в движении: льющаяся вода из крана, кипящий чайник. Проводятся тренинги согласно методическим рекомендациям в книге Т. В. Владимировой.

3 ШАГ. После освоения детьми механического ММЧ целесообразно выходить на новый уровень рассмотрения взаимодействия объектов и явлений – схематизацию.

4 ШАГ. По мере усвоения алгоритмов описания простых процессов и явлений рекомендуется знакомство с цепочками превращения вещества.

5 ШАГ. Дети самостоятельно исследуют и описывают процессы и явления, а так же выдвигают гипотезы и проверяют их через опыты.

6 Шаг. С 6 –ти лет дети самостоятельно или небольшой помощью воспитателя могут научить кого-либо работать с моделями вещества и моделировать решения проблемных ситуаций в неживой природе.

Реализация технологической карты возможна после тренингов, на которых дети классифицируют объекты окружающего мира по некоторым основаниям. Полное описание работы находится в книге Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность».

Знакомство с маленькими человечками начинается со средней группы через наблюдения за окружающим миром, с помощью анализаторов. В процессе наблюдений пришли к выводы, что окружающий нас мир - разноцветный, имеет разную форму, запахи, звуки, вкус.

Слайд № 4-5-6-7

На начальном этапе в средней группе с детьми проводятся такие игры: «Что могут глаза» «Собери друзей одного цвета», «На что похоже», «Чудесный мешочек», «Что выше», «Что дальше», «Угадай, кто позвал», «Где звенит колокольчик?». К концу учебного года знакомят детей с человечками твердого вещества. (ММЧ)

Прежде чем познакомить детей с моделью маленьких человечков, мы объясняем детям, что все предметы, которые нас окружают, состоят из маленьких частиц, которых мы с вами не видим. Мы их будем называть «маленькими человечками».

Слайд№8

После вносим модели ММЧ.

Слайд №9 Твердые маленькие человечки очень дружные и очень крепко держатся за руки, очень послушные, стоят на одном месте, как солдаты в строю (деревянные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством - держать форму).

Слайд №10 Жидкие маленькие человечки дружные ребята, держатся за руки. Послушные, но могут отодвигаться друг от друга не разрывая рук. (молоко, чай, вода, кисель и т. д. - это человечки капельки, они принимают форму того сосуда, в котором их наливают.)

Слайд №11 Газообразные маленькие человечки не дружат друг с другом. Они любят всюду бегать, потому что очень непослушные (газ, дым, пар, туман).

Слайд №12 Для моделирования ребенку можно предложить картинки с изображением МЧ, для того чтобы создать модель заданному объекту.

Слайд 13 В результате деятельности созданы игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста с помощью метода моделирования маленькими человечками.

Слайд 14

В играх и упражнениях с Маленькими Человечками развиваются воображение, фантазия, речь.

В старшей группе мы продолжаем усваивать способ описания мира неживой природы. Знакомим с жидкими человечками. Более углубленно изучаем свойство жидкостей.

Слайд 15

С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы. Знакомим детей о переходе воды из одного состояния в другое.

Слайд 16 В дальнейшем мы переходим к схематизации.

Читаем: снег – твердое (твердые человечки, под воздействием теплой (горячей) температуры, снег растаял и превратился в воду (жидкие человечки)

Слайд 17 Три агрегатных состояния воды (Дать понятие о трех агрегатных состояниях воды).

Слайд 18 (Схема) Читаем: лед - твердое вещество (твердые человечки, под воздействием теплой (горячей) температуры лед растаял и превратился в воду (жидкие человечки). Под воздействием горячей температуры вода испарилась и превратилась в пар (газообразные человечки).

Слайд 19 -20 На примере круговорота воды в природе, дети узнают, что маленькие человечки могут превращаться друг в друга.

Круговорот веществ в природе. В море живут жидкие маленькие человечки. От яркого солнца им становится жарко, и МЧ начинают быстрее двигаться и отодвигаться друг от друга. Вдруг их руки расцепляются, и жидкие МЧ становятся газообразными. Газообразные МЧ пара с теплым воздухом поднимаются вверх, охлаждаются и опять становятся жидкими МЧ, собравшись в облако. Ветер несет облако на сушу, и идет дождь.

Слайд 21

В подготовительной группе дети знакомятся с человечками газа, а также с явлениями неживой природы, как трение, тепловые явления, свет, магнетизм, электричество.

Можно сделать вывод, что занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников. Полученные знания, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс рисунок на выставку «Красота Божьего мира» с использованием нетрадиционных способов рисованияДетский мастер-класс рисунок на выставку «Красота Божьего мира» с использованием нетрадиционных способов рисования В данном мастер-классе используется способы рисования ватными палочками и тычком. Проводится мастер-класс с ребенком подготовительной.

Домино «ММЧ» (метод маленьких человечков)Домино «ММЧ» (метод маленьких человечков) .

Фотоотчёт о выставке поделок из природного материала «Красота Божьего мира»Фотоотчёт о выставке поделок из природного материала «Красота Божьего мира» Наступила осень и ко Дню дошкольного работника мы проводили выставку осенних букетов, композиций и поделок из природного и бросового материала.

Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми»Фотоотчет «Экскурсия в музыкальную школу, как один из способов организации НОД с детьми» Дорогие друзья и коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в Детскую музыкальную школу имени Н. Римского-Корсакова.

Конспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группыКонспект игровой методики по ТРИЗ «Круги Луллия» с детьми разновозрастной группы Кольца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов.

Конспект НОД по развитию речи и составлению рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда» в средней группе Цель: учить давать описания зимней одежды; - учить.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Мастер-класс изготовления картины «Осень в Абхазии» с помощью природного материала и шпаклевкиМастер-класс изготовления картины «Осень в Абхазии» с помощью природного материала и шпаклевки Осень прекрасная пора. Даже поэты и художники вдохновлялись красотой осени. У каждого поэта и художника свое видение. Во и я в своей работе.

Педагогический проект для детей подготовительной к школе группы «Исследование объектов и предметов окружающего мира» Педагогический проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы. «Исследование объектов и предметов окружающего.

Проект «Загадки природных явлений». Подготовительная группа Исследовательский проект «Загадки природных явлений»Участники проектной группы:Воспитатели, дети подготовительной группы, родители воспитанников. Тип.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков»
Опубликовано: 16 июля 2022 в 13:27
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Освоение детьми способов описания объектов и явлений природного мира с помощью «методики маленьких человечков»» (включая файлы) размещена пользователем Луиза Фейтуллаева (УИ 1736312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД