Ольга Редькина
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию «От зерна до каравая»
Высоцкое отделение
ООО МБОУ «СОШ г. п. Советский»
Конспект
совместной деятельности по экологическому воспитанию
«От зерна до каравая»
2021 учебный год.
Разработала и провела
Воспитатель Редькина Ольга Ильинична
Цель:
- Формировать у детей представления о том, что такое хлеб, откуда он берётся. Закрепить представления детей о труде людей, работающих на хлебозаводе.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
- Знакомить детей с трудом пекаря, с изготовлением хлеба в домашних условиях и на хлебозаводе, оборудованием хлебозавода.
- Развивать практические умения в работе с тестом.
- Закреплять знания детей о результатах труда хлеборобов.
- Воспитывать у детей уважение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу.
Материалы:
- Мука, соль, вода, иллюстрации с изображением русской печи, теста, каравая, оборудования хлебозавода.
- Раздаточный материал: фартуки, колпаки, скалки, доски, салфетки на каждого ребёнка.
Предварительная работа:загадки, пословицы и поговорки о хлебе.
Рисование:«Хлебобулочные изделия»
Чтение художественной литературы :
И. Лопухина «В булочной»
Вводная часть.
Ход занятия:
Уродился хлеб
На весь белый свет:
Золотой, чистый
Да колосистый
А с колосочка
Будет зёрен бочка!
А зёрнышко,
Словно солнышко,
Всех насытит,
Всех обогреет
А как же может насытить нас зёрнышко?Ответы детей. (Из зерна делают муку, из муки пекут хлеб).
Основная часть.
Не каждый знает, как из муки получается каравай хлеба – с золотистой корочкой, с тугим мякишем. Это хлебная тайна. Всем кажется, что хлеб это простая вещь. А разве прост он? Хлеб никогда не приедается. Быстрее, чем другая еда, утоляет голод.
Ребята, отгадайте загадку.
«Пузырюсь я и пыхчу,
Жить я в чаще не хочу!
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.» (Тесто)
Ребята, что делают из теста на хлебозаводе (Ответы детей)
Раньше в каждом крестьянском доме сами пекли хлеб. Для горожан хлеб пекли в пекарнях. Теперь булки, батоны, бублики буханки получаем с хлебозаводов. Там ни к муке, ни к тексту не прикасаются человеческие руки, там всё делают машины.
Давайте вспомним, какие продукты необходимы для того, чтобы сделать тесто.
Ответы детей: (мука, соль, сахар, вода, растительное масло).
Чего ещё нет? Ещё нужны дрожжи. Без них наш хлеб не получится.
Есть народная сказка о человеке, который ночевал в чужой избе. До рассвета он не сомкнул глаз от страха – на полу кто-то всю ночь пыхтел, ворчал, отдувался. Оказалось, бродило в широкой дубовой кадке – тесто. Ещё говорят : «Тесто ходит». Оно может «уйти», то есть перевалиться через край кадки или металлического чана, потечь по полу.
На хлебозаводе и у хорошей хозяйки не уйдёт.
В сказке человек трясся от страха всю ночь. Сказка назвала точное время: нужно пять-семь часов, чтобы тесто «выходилось». Хозяйка перед полуночью замесила тесто, а готово оно будет как раз к утру, Утром можно сажать хлеб в печь.
И так, тесто подошло, выходилось. К этому времени протопилась русская печь.
Хозяйка делит тесто на куски, на будущие караваи, округляет их и некоторое время даёт им постоять на столе.
Тесто при делении смялось. Надо, чтобы оно ещё чуть-чуть побродило, ещё поднялось. Только потом, с помощью деревянной лопаты посадит их хозяйка в печь.
На хлебозаводе всё произойдёт почти так же. Разница лишь в том, что тесто на куски разделит делительная машина и передаст их по конвейеру на закаточную машину, которая скруглит будущие булки и батоны. Постояв на «отдыхе» несколько минут, хлеб попадает в электропечь.
Булочка сидит в печи двадцать минут, буханка больше часа. Корочка подрумянилась, мякиш пропёкся. Вынутый из печи, он будет несколько часов остывать. А дальше – магазин и на стол. Хорош ли хлеб получился? Это можно сказать и не пробуя его. Надави на кусок каравая и убери руку. Если каравай распрямился, значит хлеб хорош.
Спасибо, растившим жито!
Спасибо пекарю!
Практическая часть:
Воспитатель. К работе с тестом надо подготовиться. Что нужно сделать перед началом работы?
Ответы детей: (вымыть руки, надеть фартук и колпак).
Воспитатель. Повар на кухне приготовил нам тесто. Потрогайте его пальчиками. Какое оно? (мягкое, пушистое, нежное, живое …).
Что можно сделать из теста? (Ответы детей).
Я разделю тесто на кусочки и раздам каждому из Вас. Вы на доске раскатаете тесто и сделаете то, что задумали.
По ходу работы напомнить детям правила работы с тестом: (сильно не мять, работать нежно, с любовью).
После окончания работы воспитатель хвалит детей, отметить, что получилось много разных по форме булочек. Повар ставит булочки в печь. Готовые и румяные булочки повар принесёт в группу и ребята смогут их попробовать сами.
Вот он – хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый
Словно солнцем налитой!
И не сразу стали зёрна
Хлебом-тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле ….
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём….
Уплетай за обе щёки-
Вырастай богатырём
Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, чему научились сегодня Ваши ручки? (работать с тестом, делать булочки из теста).
Вы можете гордиться своими руками – сегодня они освоили важное и нужное дело.