Елена Бритвина
Отчёт о реализации предмета «Самопознание»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач современной педагогики является воспитание детей на основе общечеловеческих ценностей. Практическим решением этой задачи в ГККП «Улыбка» стала реализация предмета нравственно – духовного образования «Самопознание», автором которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпыскызы.
Первостепенной задачей стало разработка локальных актов и оформление и оснащение предметно-развиавющей среды кабинета согласно требованиям. Специфика его оборудования и оснащения оказывает существенное влияние на качество и результативность организации учебно-познавательной деятельности по предмету «Самопознание».
Публикация «Отчёт о реализации предмета „Самопознание“» размещена в разделах
Данная среда обеспечивает комфортные условия для формирования эмоционально-ценностного воспириятия материала, позитивному межличностному общению, комплексному использованию оборудования, мульти-аудио-визуальных средств обучения и дидактических материалов.
Педагоги работают над созданием благоприятного психологического климата за счет внесения в среду элементов эстетики, художественного конструирования (дизайна, повышающих работоспособность и эмоциональный настрой как детей, так и педагогов.
Учебно-методическое обеспечение кабинета включает в себя: нормативно-правовые документы, тематические планы, дидактическое оборудование, видео и аудиобанк, детскую и методическую литературу.
Педагогом разработан паспорт кабинета, правила техники безопасности работы в кабинете.
Курсы по предмету «Самопознание» в нашем дошкольном учреждении прошли 80% педагогов. Это помогает воспитателям групп предшкольной подготовки интегрировать методические подходы в воспитательно-образовательный процесс.
Предмет «Самопознание» несёт детям радость. «Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек, несёт в себе позитивный результат. Таким образом, мастерство педагога заключается в умении находиться вместе с детьми каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.
Второй год внедрение предмета «Самопознание» показал, что происходит переосмысление содержания традиционных и современных подходов к воспитанию. Новый предмет указывает на совершенно новую роль современного воспитателя, который помогает детям разбираться в непростых вопросах жизни, сотрудничества, творчества, познания себя и других.
Педагог – основной проводник приоритетов воспитания. От его профессионально-личностных качеств в немалой степени зависит конечный результат воспитательного процесса.
Ирина Юрьевна создает особую атмосферу доверия, откровенности, уважения и толерантности
Возможность продемонстрировать свои наработки по созданию развивающей среды предмета самопознания, поделиться творческими идеями предоставили : секционные заседания преподавалей предмета самопознание; встреча с представителями фонда «Бобек», в рамках которой прошел открытый показ учебно-игровой деятельности «Полет в космос»; сотрудничество с ИПК и ПРО, а также участие в конкурсе редакции ТН «Ресурсы образования» на лучшие сценарии классных часов, предметных уроков по самопознанию посвященных 20-летию независимости Республики Казахстан.
Кроме этого, Ирина Юрьевна является руководителем методобъединения старших и подготовительных групп по теме «Интеграция предмета «Самопознание» в воспитательно-образовательный процесс». Поделиться своими наработками по данной проблеме предоставилась Ирине Юрьевне и мне на Республиканской конференции в режиме он-лайн по теме «Актуальные вопросы и ответы нравственно - духовного образования в РК». Тема выступления «Интеграция предмета «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс дошкольной организации образования» (ноябрь 2011).
Феномен «Самопознание» состоит в том, что все участники педагогического процесса и дети, и родители, и, прежде всего, педагоги, включаются в процесс саморазвития.
Открытые просмотры, проводимые совместно для детей и родителей в нашем учреждении, несут огромный энергетический заряд, открывают детям глаза на новые грани личности родителей, а родителям напоминают о важности семейного воспитания, формирования личности ребенка.
Опыт нашей работы доказал: прочно усваиваются только те знания, которые «добыты» самостоятельно. Иными словами, то, что ребенку просто сообщают, может пройти мимо его сознания. То, до чего он додумался сам (его собственное «открытие», остается навсегда. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Педагог в такой позитивной роли воспринимается как равноправный партнер в воспитании. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Так же, хорошей традицией в детском саду стали творческие выставки детских работ по различным тематикам: «Казахстан глазами детей», «Дети рисуют свои права», «Моя семья» и другие.
Активное участие родители принимают в конкурсах совместного творчества родителей и детей. Это выставки поделок из природного и бросового материала по темам «Дары осени», «Здравствуй, гостья Зима!», «Парад шляп» и другие. Такие мероприятия сближают родителей и педагогов, семью с детским садом. При этом родители хорошо знают друг друга, активно предлагают свою помощь. Так, были изготовлены платочные куклы к театрализованным представлениям, сшиты разноцветные плащи для цветотерапии.
Позитивно принимают родители тематические выпуски информационной газеты детского сада «От сердца к сердцу». Последний выпуск был посвящён предмету «Самопознание».
Наряду с предложенными программой приё мами мы используем следующие:
Ролевая игра
Мозговая атака
. Составление и защита проектов
Галерейная прогулка
Цель галерейной прогулки - научить воспитанников ценить свое и иное творчество, самостоятельно осмыслить и самостоятельно проанализировать идею,замысел и характер исполненных произведений.
Любая деятельность, в которой человек мог бы совершенствоваться, нуждается в оценке.
Портфолио педагога – это комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных достижений педагога, который может рассматриваться как альтернативная форма оценки работы педагога и решает следующие задачи:
1. формирование профессионально-личностных характеристик педагога;
2. развитие профессиональной самоорганизации, ключевых и базовых компетенций;
3. повышение результативности педагогической деятельности;
4. содействие педагогическому творчеству учителя.
Презентация портфолио проводилась публично на первом республиканском фестивале педагогов по самопознанию, организатором которого стал Институт гармоничного развития человека центра «Бобек» города Алматы.
В рамках фестиваля Ирина Юрьевна представила актуальное дидактико-методическое сопровождение учебно-игровой деятельности предмета «Самопознание», которое очень заинтересовало представителей Национального научно-практического образовательного и оздоровительного центра «Бобек», а так же представителей всех регионов Казахстана.
В феврале на ГЭС УМК «Дорогою добра» Оспищевой Ирины Юрьевны по-лучил одобрение.
Мониторинг процесса духовно-нравственного становления личности ребенка в нашем детском саду направлен на изучение качества воспитания и прогнозирование основных тенденций в развитии личности старших дошкольников.
Цели мониторинга
1. Изучение уровня воспитанности личности, соответствующего нравственным нормам человечества.
2. Выявление соответствия деятельности по нравственно-духовному воспитанию конечным результатам.
4. Мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов, сравнением фактического с намеченным. Задача мониторинга – уменьшение разницы между ними).
5. Отслеживание динамики становления личности ребенка, оперативного анализа, прогнозирования воспитательной деятельности.
Я очень благодарна Саре Алпыскызы, что она подняла вопросы нравственности и является автором и вдохновителем этой бесценной и уникальной программы, в которой возрождение нравственно-духовных ценностей начинается с порога детского сада. Разве не прекрасно, когда ребенок уже с дошкольного возраста научится в полной мере реализовывать заложенные в нем от рождения возможности и способности, научится приносить пользу себе и государству и всем людям, живущим на земле. И разве это не святая миссия научить ребенка жить в радости и любви, в мире и понимании?