Елена Наумова
Отчёт «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по инновационной и опытно-исследовательской деятельности
на тему:
«Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности»
Актуальность.
Учитывая:
Публикация «Отчёт „Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
• тенденцию модернизации дошкольного образования;
• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;
• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Новизна данного опыта, комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно –исследовательской деятельности лежат научные исследования Л. А. Парамоновой, О. В. Дыбиной, Н. Н. Подьякова, А. Л. Венгер, в основе их работ лежит деятельный подход.
Цель моей работы: развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать у детей диалектическое мышление, то есть способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
Расширять перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность воспитателя и детей, и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.
Мой тематический план составлен для детей с учетом интеграции образовательных областей. Моя работа включает в себя три взаимосвязанных направления:
1. Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации
Анализируя свою работу сделала вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
После проведения исследования был предоставлен отчет по проделанной работе.
Результаты мониторинга по опытно-экспериментальной деятельности. «Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности» в средней группе «Улыбка»
1. Любознательный, активный.
Контрольная группа Дети, не входящие в исследование
Стартовые результаты итоговые результаты Стартовые результаты итоговые результаты
Высокий уровень 0ч. 0% 11ч. 100% 3ч. 27% 6ч. 54%
средний уровень 6ч. 54% 0ч. 0% 3ч, 27% 5ч. 46%
низкий уровень 5ч. 46% 0ч. 0% 5ч. 46% 0ч. %
2. Выделение проблемы (находит противоречие, формулирует проблему).
высокий уровень 0ч. 0% 11ч. 100% 2ч. 18% 4ч. 36%
средний уровень 7ч. 64% 0ч. 0% 4ч. 36% 7ч. 64%
низкий уровень 4ч. 36% 0ч. 0% 5ч. 46% 0ч. 0%
3. Формулирование вопросов.
высокий уровень 0ч. 0% 10ч. 91% 0ч. 0% 3ч. 27%
средний уровень 4ч. 36% 1ч. 9% 4ч. 36% 8ч. 73%
низкий уровень 7ч. 64% 0ч. 0% 7ч. 64% 0ч. 0ч. %
4. Целеполагание и целеустремленность (ставит цель исследования, осуществляет поиск эффективного решения проблемы).
высокий уровень 0ч. 0% 8ч. 73% 1ч. 9% 2ч. 18%
средний уровень 3ч. 27% 3ч. 27% 3ч. 27% 8ч. 73%
низкий уровень 8ч. 73% 0ч. 0% 7ч. 64% 1ч. 9%
5. Выдвижение гипотез и решения проблем.
высокий уровень 0ч. 0% 9ч. 82% 0ч. 0% 2ч. 18%
средний уровень 5ч. 46% 2ч. 18% 5ч. 46% 9ч. 82%
низкий уровень 6ч. 54% 0ч. 0% 6ч. 54% 0ч. 0%
6. Способность описывать явления, процессы.
высокий уровень 0ч. 0% 8ч. 73% 0ч. 0% 2ч. 18%
средний уровень 1ч. 9% 3ч. 27% 3ч. 27% 8ч. 73%
низкий уровень 10ч. 91% 0ч. 0% 8ч. 73% 1ч. 9%
7. Формулировка выводов и умозаключений.
высокий уровень 0ч. 0% 7ч. 64% 0ч. 0% 0ч. 0%
средний уровень 0ч. 0% 4ч. 36% 2ч. 18% 9ч. 82%
низкий уровень 11ч. 100% 0ч. 0% 9ч. 82% 2ч. 18%
8. Степень самостоятельности при проведении исследования.
высокий уровень 0ч. 0% 6ч. 54% 0 0% 0ч. 0%
средний уровень 1ч. 9% 5ч. 46% 2ч. 18% 7ч. 64%
низкий уровень 10ч. 91% 0ч. 0% 9ч. 82% 4ч. 36%
Результаты мониторинга, по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности.
Уровень
Стартовый мониторинг Итоговый мониторинг
Контрольная группа Дети, не входящие в исследования Контрольная группа Дети, не входящие в исследования
Высокий 0% 7% 80% 21%
Средний 31% 29% 20% 71%
Низкий 69% 64% 0% 8%
По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика роста по развитию познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности у детей, входящих в контрольную группу, динамика роста составила 80%, когда как у детей, не входящих в исследования динамика роста составила всего 14%.
По данным результатам мы видим, что дети, с которыми велась работа по развитию познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности, имеют более высокие показатели развития, чем те дети, с которыми такая работа не велась. Поэтому в дальнейшем познавательно-исследовательская деятельность будет осуществляться со всеми детьми.