Получи документы

Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр

ирина ешкина
Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр

Муниципальное образование «Кяхтинский район»

Муниципальное автономномное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко».

Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр.

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Публикация «Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр» размещена в разделах

Ешкина И. А

Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию презентацию из опыта работы на тему «Развитие лексической стороны речи детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр».

В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речевое воспитание детей в дошкольных учреждениях имеет в нашей стране давние традиции, заложенные в трудах Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского.

Речевой средой в раннем возрасте является, прежде всего, речь взрослых, как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду. Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий. Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т. е. подражают им, необходимо использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык. Для этого используются речевые игры, которые с раннего возраста развивают интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Объект исследования: процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: речевые игры как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить особенности развития словаря детей 2-3 лет; теоретически обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные методы и приемы развития словаря в процессе игровой деятельности.

Гипотеза исследования: словарный запас детей младшего дошкольного возраста будет развиваться, если систематически использовать речевые игры на занятиях и если создать соответствующую развивающую среду.

Гипотеза определила задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы применительно к младшему дошкольному возрасту.

2. Выявить особенности, методы и приемы формирования словаря детей младшего дошкольного возраста.

3. Экспериментально апробировать комплексную систему разнообразных форм и методов с целью оптимизации развития словаря детей 2 – 3 лет в процессе игровой деятельности.

4. Выявить эффективность речевых игр в развитии словаря младших дошкольников.

Для начала необходимо было исследовать «Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста» учитывая психолого-педагогические основы развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Исследования отечественных психологов, педагогов и лингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его деятельность и психику.

Речь является высшим проявлением развития психики человека, а значит и главным средством в психическом развитии, поскольку только она позволяет осуществлять познавательное общение. Значение речи для психического развития ребенка состоит в том, что расширяется пространство жизни ребенка, формируются представления о физическом мире, устанавливаются причинно-следственные отношения между явлениями, что способствует развитию детского мышления для адаптации ребенка в социуме.

Воспитание правильной и чистой речи – одна из важнейших задач в общей системе речевого развития детей дошкольного возраста. В ряду задач, стоящих перед дошкольным образованием, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости в школе, поэтому очень важно научить малыша ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков.

Чтобы правильно организовать работу по развитию речи и обучению родному языку необходимо использовать совокупность разных методов и приемов. Наиболее распространенный метод словарной работы с детьми раннего возраста – речевые игры. Основная их цель — развивать речевую активность у малышей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.

Далее рассмотрим «Педагогические условия развития словаря у детей младшего дошкольного возраста в процессе речевых игр»

На первом этапе исследования для определения уровня развития словаря у детей проведена педагогическая диагностика, при помощи методики разработанной Ушаковой О. С и Струниной Е. М,

(Ушакова О. С., Струнина Е. М., Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.)

которая направлена на решение целого ряда задач: выявить состояние звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя и связной речи.

Для решения указанных задач была использована методика, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения педагога с ребенком.

Для полноценного развития речи у детей младшего дошкольного возраста мною были выбраны и апробированы речевые игры из книги Е. И. Тихеевой. Проводились занятия «Еду-Еду», «На птичьем дворе», «Коза рогатая», «Про сороку».

В соответствии с критериями можно выделить три уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста:

Высокий уровень. Детская речь логична и последовательна. Дети достаточно хорошо используют в своем понимании предлоги и обобщающие слова, самостоятельно называют предметы и цвета, могут вычленять и произносить звуки.

Средний уровень. Соблюдается логичность и последовательность, но договариваются фразы начатые педагогом. Самостоятельно могут назвать только предмет и правильно произнести звуки только в некоторых словах.

Низкий уровень. Дети не умеют самостоятельно пересказать текст, а только договаривают отдельные слова, после вопроса «Что это?» и показа картинки.

Затем я выявила количественные и качественные показатели уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста. По результатам всех трех заданий большая часть детей в группе раннего возраста «Бабочки»имела средний уровень развития словаря, группа обладала недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

У значительной части детей вызвали особые затруднения понимание и употребление пространственных предлогов «в», «на», «за», «под», «около».

Кроме того, большинство детей называли предметы с помощью проверяющего, после наводящих вопросов. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что у него не велик словарный запас, в силу чего не может оформить связные речевые высказывания.

На первом этапе исследования, на основе полученных результатов возникла необходимость разработать и апробировать технологию с использованием речевых игр, которая поможет обогатить и активизировать словарный запас детей, развить связную речь и вызвать интерес к устному народному творчеству.

В своей работе я использовала игры из книги Елизаветы Ивановны Тихеевой «Игры и занятия малых детей».

Успешная реализация данной работы предусматривала ряд педагогических условий:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

- формирование чувства уверенности в окружающей среде.

Проведенная экспериментальная работа дала возможность определить цели и задачи в работе с детьми по развитию словаря средствами речевых игр.

Работая над ответственным делом активизации речи детей и планируя работу, нельзя забывать главного: работа эта достигает намеченных целей только в том случае, если она будет придерживаться следующих правил:

1. Самое важное – добровольное участие в игре, необходимое для того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре.

2. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с детьми, делает ее важной и значимой для них.

3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которое создают игры для освоения и применения нового опыта.

4. Требуется дифференцированный подход к ребенку: при анализе и оценке действия. К данной работе больше давать ребенку возможность проявить и выразить себя.

Распределение игры для результативной работы имеет большую значимость. Следовательно, эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно – образовательной работы.

В группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, а так же велось тесное взаимодействия с родителями по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста, был составлен перспективный план работы с родителями воспитанников.

Таким образом, результаты проведенной в конце года диагностики подтверждают положительную динамику в речевом развитии воспитанников, а значит, что речевые игры действительно оказывают влияние на формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста.

Подводя итог вышеизложенному, можно констатировать, что поставленные мною задачи решены, цель работы была достигнута.

Благодарю за внимание.

Прикреплённые файлы:

na-festival_4sein.pptx | 23275,29 Кб
 
Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»Дидактическое пособие «Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста» Елена Жаровских. Дидактическое пособие " Лэпбук по развитию речи детей младшего дошкольного возраста". Данное дидактическое пособие будет.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Фотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста Фотоотчет. Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста по теме "Дикие животные". Воспитатель:.

Игра по развитию речи для детей младшего возраста «Повторюшки»Игра по развитию речи для детей младшего возраста «Повторюшки» Игра на звукоподражание станет отличным помощником в становлении и развитии речи малышей, способствует расширению словарного запаса. Картинки.

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей младшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с домашними птицами;учить называть и различать птиц;понимать и отвечать на вопросы воспитателя. Ход занятия:Воспитатель:.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет о работе по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами речевых игр
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 09:15
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД