Наталья Мартыненко
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС роль родителей возрастает, как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Я работаю с детьми раннего возраста, и здесь очень актуален вопрос об адаптации малышей к новым условиям детского сада. Поэтому для успешной адаптации детей очень важна именно правильная организация работы с родителями наших воспитанников. Вся моя работа с родителями направлена на решение следующей задачи: сделать так, чтобы родители стали моими партнерами в деле воспитания уже «наших детей» и, чтобы мы стали членами одной большой семьи. Ведь от того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому я начинаю с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду.
Публикация «Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Я начинаю работу с анкетирования, которое затрагивает проблемы адаптации и готовности малыша и его родителей к поступлению в детский сад «Хочу ли я в садик?», «Что умеет мой малыш?», «Какой он, ваш малыш?», «Готов ли ребенок к детскому саду» и др. ; выявление социального статуса семьи : «Здравствуйте, это Я!», «Моя семья» и др.
Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализирую специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, разрабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. И только тогда я могу определить формы моей работы, с такими разными родителями. Педагогические беседы с родителями – наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Я использую как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами : беседа при посещении семей, на родительском собрании, во время проведения консультации. Во время диалога я стараюсь оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания («Как правильно подобрать обувь малышу», «Режим дня в выходные дни» и др).
Я использую активные формы и методы работы с родителями, одной из которых является посещение семей воспитанников на дому, что позволяет намного легче установить доверительные отношения с родителями и с ребенком. К тому же педагог, побывав в семье малыша, посмотрев условия жизни семьи, сможет более правильно подобрать индивидуальный подход к ребенку и его семье.
Одной из традиционных форм работы с родителями, являются родительские собрания («Добро пожаловать!», «Роль игры в развитии ребёнка» и др). Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Добро пожаловать!» (2013 г., я провела в нетрадиционной форме (круглый стол, а с использованием ММ-презентации провела собрание по теме: «Адаптация без слез» (2012г., на котором рассказала о проблемах родителей и детей в адаптационный период, итоговое родительское собрание (2014г.) - в форме деловой игры, в процессе которой, родители познакомились с достижениями своих детей за прошедший учебный год. В рамках фестиваля педагогических проектов я разработала и воплотила в жизнь совместный с родителями долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим» (2013-2014 гг., который позволил сблизить родителей и детей, воспитателя и родителей и реализация которого позволила снизить заболеваемость детей группы на 10%. Активно принимаю участие в семинарах – практикумах. В 2014 году провела семинары – практикумы: на тему «Что умеет мой малыш?». В рамках оздоровительного проекта «Быть здоровыми хотим» (2013-2014. гг., по теме «Здоровье всерьез» (с показом ММ – презентации). Как одну из нетрадиционных форм работы с родителями использую мастер – классы. Так, в рамках экологического просвещения родителей провела мастер- класс по изготовлению экологической игрушки для детей «Травянчик» (2014г.). Подготовила творческую мастерскую по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования для родителей на тему: «Рисуем пальчиками – развиваем речь» (2012 г.). Организовала выставки совместных работ, изготовленных вместе с родителями: («Рисуем вместе с мамой», «Мастерская Деда Мороза», «Дары осени»);
Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.
Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям. Доверительные отношения с родителями устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» (ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, «Подари книгу детям», налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по сенсорике: «Бусики», «Цветочная полянка», помогли оформить уголок природы, театральный уголок и уголок ряжения. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для развития детей : много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин», «кухня».
В рамках дня открытых дверей я провела ООД «Кукла Катя в гости к нам пришла» (2012г) с положительными отзывами родителей.
Активно привлекаю к участию родителей в подготовке и проведении праздников; досугов; оформлению фотовыставок («Первые шаги в детском саду», «Моя мама лучше всех», «Это я и моя семья!», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.); подготовке фотомонтажей («Из жизни группы», «В кругу семьи», и др.). В группе имеется семейный и групповой альбомы: «Моя семья», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу».
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Совместная подготовка к мероприятиям сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Провожу наглядно – информационную работу через родительские уголки, которая является традиционной. В нём я помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Переступая через порог группы, родители могут увидеть информационные стенды, на которых они могут ознакомиться с постоянно сменяющейся информацией по различным вопросам жизни детей. Так, мною были собраны материалы с консультациями по тематикам: «Адаптация» («10 правил адаптации» и др., «КГН и самообслуживание» («Как приучить ребенка к горшку?», «Вредные привычки малыша» и др., «Доктор Айболит» («О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест» и др., «Двигательная активность детей раннего возраста» («Играем с мамой», «Что умеет ребенок раннего возраста» и др.) и другие консультации на различные темы: («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Воспитание любознательности у детей» и др.).
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мною были сделали папки-передвижки к праздникам: День Защиты детей, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, масленица, Пасха. Так же оформила сезонные папки-передвижки и на другие темы, касающиеся жизни родителей и детей: «Стили общения в семье», «Секреты любви и взаимопонимания», «Берегите своих детей», «Капризы и упрямство малыша», «Особенности адаптации ребенка к детскому саду», «Чистота-залог здоровья» и другие.
Кроме информации на стендах родителям я предлагаю материалы, которые можно взять с собой и ознакомиться дома. Это листы-памятки с кратким материалом: «В детский сад без слез»; «Ваш ребенок пришел в детский сад», «Игры ребенка с родителями», «Как одеть малыша в группе?» и т. д.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется ранним возрастом детей.
В группе проведены: развлечения: «В гости к Мишутке» (2013г, «На дворе у бабушки» (2014г); спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья» в рамках проекта «Будь здоров, малыш!» (2013-2014гг, на который есть положительные отзывы родителей.
Проведены многочисленные конкурсы: на изготовление лесной красавицы своими руками из нетрадиционных материалов «Елочка зеленая» (2012г., на лучшее оформление «Новогодняя фантазия» (2013г., «Пасхальная палитра»(2013г); выставки: «Игрушки с огорода» (2012 г., «Дары Осени» (2013 г., и др.
Участие семей в конкурсах, поделках из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, различной деятельности.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.