Шурыгина Наталья
Отчет по проекту «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить ее и охранять. Ребята учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.
Публикация «Отчет по проекту „Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
При ознакомлении детей с природой открываются новые возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяет обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Цель проекта :
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
Я планировала дать экологические знания, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей, научить их быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
Задачи:
Приобщить детей к общечеловеческим ценностям (любовь, дружба, гуманность, сочувствие, сопереживание, сострадание; сформировать положительное отношение к природе, научить детей младшего дошкольного возраста любить и беречь природу.
Образовательные:
1. Углубить и расширить экологические знания у детей младшего дошкольного возраста.
2. Привить начальные экологические навыки и умения-поведенческие, познавательные, преобразовательные.
3. Развивать познавательную, творческую активность в ходе экологической игровой деятельности.
4. Сформировать чувства бережного отношения к природе.
Воспитательные :
1. Научить детей младшего дошкольного возраста видеть и понимать красоту родной природы;
2. Научит бережно относится ко всему живому;
3. Помочь ребенку использовать полученные знания в повседневной жизни;
4. Воспитать в детях младшего дошкольного возраста гуманное отношение к окружающей природе.
Развивающие:
1. Создать благоприятные условия погружения в мир природы и накопления опыта общения с ней;
2. Развивать познавательный интерес для детей младшего дошкольного возраста к миру природы, эстетические чувства с помощью игровой деятельности;
3. Воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе через игровую деятельность;
4. Формировать экологическую культуру у детей младшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность.
Для успешной реализации поставленных задач, мной были разработаны:
-план мероприятий по заданной теме;
-создан уголок экспериментирования с необходимым оборудованием;
-создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе;
-подобран демонстрационный материал.
С целью повышения эффективности непосредственной образовательной деятельности с детьми создана серия презентаций, которая помогает доступно и в совершенной форме донести до детей нужную информацию.
По данному направлению я разработала ряд занятий по месяцам :
Сентябрь-«Подарки осени». Весёлые прогулки с малышами
Содержание: подбор информации, материалов для детей. Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде.
Октябрь-«Овощи и фрукты», «Времена года». Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль»
Содержание: различаем овощи и фрукты. Беседы о временах года. Развиваем умения различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету
Ноябрь- «Дикие и домашние животные», дидактическая игра «Угадай птицу по описанию», «Уход за комнатным растением, наблюдения».
Содержание: расширять знания детей о животных. Учить использовать знания о животных. Формировать представления детей о различиях птиц. Учимся ухаживать за комнатными растениями.
Декабрь- «Ядовитые грибы и ягоды», дидактическая игра «Что за растения», опыты «Вода нужна всем».
Содержание: уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию. Познакомить детей с ядовитыми растениями. Дать детям представление о роли воды в жизни растений. Расширять знания детей о деревьях.
Январь- «Мой любимый цветок», игры «Охрана природы человеком», чтение художественной литературы на тему «Прекрасное в природе»
Содержание: формировать знания детей об уходе и развитии растений уголка природы. Научить детей правильному поведению и ответственному отношению к природе. Воспитывать эмоционально - положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями. Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них. Учить детей видеть красоту природы в художественной литературе
Февраль- «Лесные жители, дидактическая игра «Зимушка-зима», «Как лесные жители проводят зиму», чтение стихотворение «Зима недаром злится, прошла ее пора».
Содержание: дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Расширять знания детей о жизни животных зимой.
Март- «Здравствуй весна», презентация «Птицы весной», дидактическая игра «Когда это бывает».
Содержание: дать детям представление о весеннем пробуждении природы. Продолжать расширять знания детей о птицах, их повадках. Воспитывать любовь к окружающей природе у детей. Систематизировать знания детей о временах года.
Апрель- «Домашние животные», творческая деятельность «Весенняя веточка», виртуальная экскурсия «Лес весной», дидактическая игра «Кто живет в горах», работа с иллюстрациями «Первые цветы на нашем участке».
Содержание: продолжать расширять знания детей о домашних животных. Продолжаем развивать знания о растениях, деревьях. Воспитывать наблюдательность, любовь к природе. Знакомить детей с первыми весенними цветами, их названием, строением. Воспитывать любовь к окружающей природе у детей.
Май-«Весенние заботы птиц», видеоролик «Как человек охраняет природу», совместная творческая работа «Сохраним природу вместе», разучивание стихов, потешек.
Расширять знания детей о птицах, о том, как они устраивают свои гнезда и заводят потомство. Познакомить детей с Красной книгой». Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес природе, формирует отчетливые представления об особенностях растений и животных, и их связи с средой обитания. Для реализации этой цели я разработала картотеку наблюдений за объектами и явлениями в природе. Все это дает возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и не живой природы.
Что бы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качество предмета использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
Детям нравятся стихи о животных, растениях, явлениях природы, совместно с детьми были просмотрены мультфильмы, презентации, а после этого проходили обсуждения сюжетов с экологической точки зрения.
Очень эффективны игры в экологическом воспитании детей. Это: «Чудесный мешочек», «Зайка беленький сидит», «Зимующие птицы», «Угадай по описанию», «Где, кто живет?», «Назовем, что видим». Игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в процесс ООД, целевые прогулки, а также в экспериментальную деятельность.
Также в течении года были проведены
-беседы «На что похожи облака», «Куда уходит лето?», «Что ты знаешь о птицах?», «Мамы и их малыши» и мн. др.
-дидактические игры «Найди птицу», «Найди тень птицы»;
-создала лепбук на тему «Зима»;
-подбирала материал для создания картотеки на тему «Растения», «Деревья», «Времена года», «Дикие и домашние животные».
-изготовили плакаты на тему «Лесная полянка», «Садовые Деревья».
Большое участие в реализации проектной деятельности приняли родители. Они организовали сбор книг о природе в книжный уголок, участвовали в создании подделок на тему «Осень», «Лучший осенний букет», участвовали в создании построек из снега. Родителям были представлены ряд консультаций на тему «Экологическое воспитание в семье (сентябрь, октябрь). «Зимняя одежда» (февраль, «научите детей видеть красоту родной природы» (апрель).
Итогом работы с детьми стало театрализованное представление «Лесная сказка», где дети, превратившись в птиц, насекомых, зверей решали вопросы охраны леса и его обитателей.
В результате проделанной работы у детей :
-сформированы элементарные представления о растениях и животных;
-сформировано начало экологической культуры;
-сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-дети хорошо усвоили правила поведения в природе.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»;
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»;
3. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду»;
4. Н. Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы»;
5. С. Н. Николаева «Юный эколог»;
6. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»;
7. П. Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»;
8. Н. А. Рыжова «Наш дом природа»;
9. Э. Э. Баранникова «Я познаю мир»;
10. Л. П. Молотова «Игровые экологические занятия с детьми»;
11. А. Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
12. Т. С Комарова «ИЗО в детском саду»
13. О. М. Масленникова, А. А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду».