Сабина Искендерова
Отчет по самообразованию «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»
Воспитатель Искендерова С. К.
Подготовительная группа
Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие-либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность, продлить жизнь.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В Русской пословице говорится: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял».
Заботясь о здоровье и во всестороннем развитии детей, мы прививаем, поддерживаем у них бодрое, жизнерадостное настроение, воспитываем бережное отношение к своему здоровью именно с дошкольного возраста.
Поэтому тему самообразовательной работы выбрала :
«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
Цель - Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Поставила задачи:
1. Повысить педагогический уровень знаний и умений путём изучения необходимой литературы по данной теме.
2. Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье;
3. Совместно с родителями создать разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию двигательной активности, а также на всестороннее развитие детей.
4. Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Составила план работы, рассчитанный на 2020 – 2021 учебный год.
Изучила нормативные документы по вопросам дошкольного воспитания «СанПин», «СП 2.4.3648-20», «Закон об образовании», «ФГОС дошкольного образования»; научно-методическую литературу: Доскин В. А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка», «Растём здоровыми», А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов «Гигиена и здоровье»; Степаненкова Э. Я. «Методика физического воспитания»; Лучихина В. Н. «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»; Спирина В. П. «Закаливание детей»; Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья»; В. Н. Зимонина «Расту здоровым» программно-методическое пособие для детского сада, часть 2, Е. В. Сулим «Занятия по физической культуре в детском саду (игровой стретчинг; научно-методические журналы «Дошкольное воспитание», «Управление ДОУ».
В систему оздоровительной работы включила следующую здоровьесберегающую технологию : «Технология обучения здоровому образу жизни».
Для работы составлялось расширенное тематическое планирование:
1. «Питание и здоровье»- сентябрь, октябрь;
2. «Чистота и здоровье»- ноябрь;
3. «Здоровье и болезнь»- декабрь, январь;
4. «Физкультура и здоровье»- февраль, март;
5. «Здоровье и окружающий мир»- апрель, май;
6. Повторение и закрепление пройденного материала о Здоровом образе жизни.
Работа по формированию представлений здорового образа жизни у детей в условиях ДОО осуществлялась через соблюдение режима, организацию ООД (охрана собственного здоровья - это рациональное питание, закаливание, физические упражнения, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.
А также в своей работе применяла формы работы :
- ООД по физической культуре
-утренняя гимнастика
- физкультурные досуги
- дыхательная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- бодрящая гимнастика после сна
- динамические паузы
- подвижные и спортивные игры в помещении и на воздухе
- игровой массаж (игровые упражнения с носом, ушами, руками, ногами)
- ортопедическая гимнастика (хождение по массажным коврикам, ребристой доске, мягким валикам, гимнастической палке и др.)
- закаливающие процедуры
-аромотерапия для профилактики ОРВИ в осенний и зимний период ( фитонциды: образуемые растением вещества, которые убивают микробы (лук, чеснок).
- релаксация (с использованием классической музыки, музыки природы).
Для организации работы по формированию детей к здоровому образу жизни создана соответствующая пространственно – предметно развивающая среда, которая постоянно дополняется и обновляется и способствует формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, с учетом возрастных особенностей. Помогает, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других детей.
В группе функционирует оборудованный физкультурный уголок с набором инвентаря: скакалки, мячи, обручи, мешочки, мелкие предметы, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т. д. Шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, и др. Весь этот спортивный инвентарь помогает в физкультурно-оздоровительной работе с детьми. Дети, занимаются и незаметно для себя оздоравливаются. Поэтому для детей использовала яркие пособия и атрибуты, привлекающие внимание и позволяющие детям действовать с ним.
В книжном уголке имеются книги по ЗОЖ: Энциклопедия «Тело человека; Н. Никитиной «На зарядку становись»; П. Синявский «На зарядку мы шагаем»; О. Александрова, стихи с движениями «Идёт соревнование!»; «Весёлая гигиена (в стихах)»; М. Манюковой «Надо, надо умываться»; Н. Мигуновой «Почему надо чистить зубы»; В. Коростылева «Королева зубная щетка»; М. Султанова «Маленькому Почемучке о продуктах питания»; К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр». Использование художественной литературы помогает формированию представлений о здоровом образе жизни, искать ответы на многие вопросы. Детская литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и здоровому образу жизни.
С целью приобщения к здоровому образу жизни проводилась системная и целенаправленная работа с применением методов и приёмов. В плане совместной деятельности с детьми уделяла большое внимание
- проведению ООД по окружающему миру по теме: «Знакомство с моим телом», «Пять помощников моих», «Очень нужен сон» и др. ;
- беседам: «Овощи и фрукты- здоровые продукты», «Зачем человеку зубная Щетка?», «Физкультура и здоровье», «Кто мы?», «У кого какой нос, глаза, уши?», «Надо, надо умываться по утрам и вечерам», «Что такое улыбка» (групповые и индивидуальные)
- рассматриванию картинок, иллюстраций, дидактических наглядностей «Правила мытья рук», «Строение человека», «Полезные продукты питания» и др. с использованием художественного слова;
- игровым упражнениям «Золотые правила», «Спрятанный сахар», «Можно ли увидеть с закрытыми глазами», «Посмотри в зеркало» (исследовательские приёмы с зеркалом) и др.
- развлечения «В гостях у Витаминки», «В гости к Мойдодыру», «Зимние малые олимпийские игры», «Спорт- здоровье» и др.
- физкультурные досуги «В здоровом теле здоровый дух», «Путешествие в страну здоровья» и т. д.
- чтение художественной литературы ЗОЖ (сказки, стихи, загадки);
- прослушивание аудиозаписи сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Врач по имени Пчела», «Советы доктора Здоровая пища», «Айболит»и др.
При работе с детьми использую обязательно прием игровой мотивации. Он позволяет активизировать и привлекать внимание детей, развивать активную позицию по отношению к другим (помочь, защитить, позаботиться и т. д.). Например: постирать одежду, напоить чаем, вылечить, помочь одеться. Из полученных представлений, личного опыта дети переносят сюжеты в ролевую игру, закрепляя, положительное отношение друг к другу, к профессии врача, привычку к здоровому образу жизни. Дидактические игры: «Витамины- это таблетки, которые растут на ветке», «Доктора природы», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке», «Городок здоровья» «Узнай на ощупь», Д/и «Помоги Мишке принять душ», «Здоровые зубки» и др., помогают в систематизации и закреплении детьми представлений о полезных и вредных продуктах, о строении человека, о предметах личной гигиены, о навыках ухода за зубами и др. В сюжетно-ролевых играх: «Больница», «Семья», «Магазин» и др., у детей формируется поведение, способствующее здоровому образу жизни, на основе представлений о значении для здоровья (Проветривания помещения, влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, посещения кабинета врача, покупки полезных продуктов.
Для проведения тематических недель «Неделя здоровья» в группе был создан уголок «Доктор Айболит». Применяя игровую форму, обучала детей культурно-гигиеническим навыкам, знакомились с предметами личной гигиены, узнали о здоровой и полезной пищи для зубов и здоровья, знакомились с ситуациями, формирующими здоровый образ жизни. В этом нам помогал книжный стеллаж, где удобно было выставлять различную литературу и наглядное пособие для групповой, индивидуальной работы, самостоятельного рассматривания (использование предметных картинок, иллюстраций, игрушек и др.). Например: «Я - человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки» и т. д.).
Для оздоровления детей и формирования представлений о ЗОЖ большое значение, имеет закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются: постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей. Заботясь о здоровье детей, уделяла внимание самых эффективных закаливающих процедур: регулярное проветривание группы, спальни пред сном; босохождение перед сном и после сна в помещении по дорожке «Здоровье» разной фактуры; обширное умывание прохладной водой из-под крана лица, рук до локтя, ушных раковин, так как это позволяет избежать многих болезней, оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
В комплексе закаливающих мероприятий особое место занимает прогулка в любое время года – наиболее благоприятное время для оздоровления. Особое внимание уделяла подвижным играм: «Листопад», «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Найди своё место» и др. ; игровым упражнениям на воздухе с предметами и без них: «Догони мяч», «Сбей кеглю», «Поймай мяч», «Пройди и не задень» которые, помогают развитию у детей физических качеств, и дают эмоциональный заряд бодрости, являются методом познания самого себя, формируют привычку к здоровому образу жизни.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни использую гимнастику «Маленьких волшебников». Совместно с детьми делаем массаж шеи, спины, головы и других частей тела, тем самым воздействуя на биологически активные зоны, и на весь организм в целом, что способствует его оздоровлению. Кроме этого детям очень нравится выполнять упражнения для укрепления и развития опорнодвигательного аппарата и осанки, профилактики плоскостопия.
Ежедневно в своей работе использую пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, физминутки, динамическую паузу, что способствует выработке привычки вести активный образ жизни.
Для этого использую различные методы и приемы: показ и объяснение, художественное слово.
Для укрепления зрения использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком. Гимнастика для глаз – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастику используем на занятиях по ИЗО деятельности, рассматривания картин, иллюстраций, при длительном наблюдении и проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.
Часто используем минутки покоя: посидим, молча с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под прекрасную музыку.
Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного результата в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществлялась на родительских собраниях, на индивидуальных встречах-консультациях, на совместных музыкальных праздниках, где обсуждались проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении. Выставлялись для родителей папки – передвижки по темам: «Профилактика сезонных заболеваний», «Стихи и загадки о витаминах»; «Знаете ли вы что такое ЗОЖ»; стендовая информация «Укрепляем иммунитет», «Как правильно ухаживать за зубами», «Чистота и здоровье», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Профилактика плоскостопия», «Игры для формирования правильной осанки, и профилактики плоскостопия» и др.
Главное для родителей помнить, что их отношение к здоровью влияет на отношение ребенка к своему здоровью. С опытом работы выступала на муниципальном педагогических чтениях по теме «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста». Показала открытый показ для воспитателей ДОУ оздоровительного мероприятия по теме : «Бодрящая гимнастика после сна», подвижная игра Омского Прииртышья: «Все домой», «Пять помощников моих»; отчёт о проделанной работе по самообразованию на педагогическом совете по теме «Формирование здорового образа жизни».
В завершении своей работы по данной теме, я совершенствовала знания как правильно прививать ребёнку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Повысила эффективность в воспитательно-образовательной работе с целью повышения уровня знаний о ЗОЖ. Прошла курсы повышения квалификации по темам:
«Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
«Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20»
В МРИО прошла курсы повышения квалификации и выступила с докладом на тему «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста». В рамках темы делались публикации на различных образовательных интернет порталах и в печатных изданиях.
В рамках образования и просвещения еженедельно прослушивались вебинары, принимала участие в мастер- классах.
А так же участвовала с детьми в веселых стартах, различных конкурсах, викторинах по теме ЗОЖ.
Я считаю, что такой подход в организации формирования здорового образа жизни способствует укреплению физического, психологического здоровья ребёнка и снижению роста заболеваемости. Дети овладели навыками ЗОЖ, улучшились соматические показатели здоровья и показатели физической подготовленности. Приобретённые навыки помогут детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.