Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»

светлана чаманова
Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»

«Формирование у старших дошкольников осторожного

и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека ситуациям»

Цель:

• Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

• Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей социальной среде.

Задачи:

• Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения

• Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

• Систематизировать опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям в форме методических рекомендаций для педагогов.

Проблема:

• Помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в опасной среде.

Актуальность темы обусловлена следующим: в дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, на природе, транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно.

• Поэтому возникла необходимость сформировать у ребенка - дошкольника понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

• Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в быту, социуме, природе – составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия».

Дошкольникамнеобходимо представить следующее:

• - Опасность – от чего ждать беды, что грозит самому, окружающим, природе;

• - Причина – отчего случилась беда, что способствовало реализации опасности;

• - Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.

• При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития,музыкальным руководителем проводим: физкультурные развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста.При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности:

• • Ознакомительная информация в виде бесед, рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.

• • Углубленное изучение материала.

• • Обобщение знаний, умений, навыков.

Для реализации задач по формированию у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям наиболее эффективными являются следующие формы работы с детьми:

- образовательные ситуации; «Один дома. В дверь стучат», «Электроприборы и электричество», «Чтоб не ссориться с огнем», «Спички детям не игрушка», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила обращения с животными», «Внешность может быть обманчива», «Опасности вокруг нас», «В гости к светофорику», «В стране дорожных знаков», «Землетрясение», «Осторожно – ядовитые растения»;

- беседы,основанные на опыте детей: «Злой и добрый огонь», «Безопасный город», «Мои помощники на дорогах», «Моя безопасность в моих руках», «Работа сотрудника ГИБДД», «Что будет, если…поджечь траву, развести костер в лесу?», «Игры во дворе и дома»;

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам из серии «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Электроприборы»;

Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»

- развлечения,досуги: «Мы юные пожарные», «Путешествие в страну дорожных знаков»;

- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

- экскурсии по ДОУ, в пожарную часть, на перекресток, библиотеку;

- наблюдения;

- эксперименты и опыты;

- игровые тренинги; «Дым в группе. Как поступить», «Вызов службы 01», «Если в доме что- то загорелось, что делать?», «Разговор с диспетчером пожарной части»;

- моделирование заданных ситуаций.

Подобран и изготовлен дидактический материал по ПДД

В группе создан уголок ПДД

В рамках тематической недели «Электроприборы. Пожарная безопасность» был оформлен уголок пожарной безопасности

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Список художественной литературы:

О правилах дорожного движения:

Н. Носов «Автомобиль», «Дорожная сказка», «Подарок от зебры»

О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды», «Путешествие друзей», «Сказка про грузовик», «Сказка о правилах дорожного движения»

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Скверная история»

А. Северный «Светофор»

О правилах пожарной безопасности:

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»

Ю. Яковлев «О чем поет огонь»

Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», «Семь небесных коней»

Б. Ильин «Солнечный факел»

О правилах поведения на природе:

Е. Крутовская «Таежное сердце»

Л. Толстой «Два товарища»

К. Ушинский «Умей обождать»

С. Михалков «Лесной переполох»

В. Благинина «Огонек»

Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи: правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми, знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.

Работу с детьми я построила по основным направлениям,которые включают следующие разделы:

• Ребенок и пожарная безопасность

• Ребенок и дорожная безопасность

Ребенок и природа

Изготовлены дидактические игры по пожарной безопасности

С целью изучения образовательных потребностей родителей было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, на дороге, и других ситуациях «Ребенок и опасные ситуации», «Безопасность ребенка глазами родителей». По результатам анкетирования были предложены консультации.

Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности.

Совместно с родителями изготовлена книжка – самоделка «Не шути дружок с огнем, чтобы не жалеть потом».

Публикации по теме:

Доклад «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников» Доклад на тему «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников». «Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать.

Отчет по самообразованию «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» Отчет по самообразованию музыкального руководителя за 2015-2016 учебный год. Тема: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»Период.

Отчет по самообразованию «Формирование культуры поведения старших дошкольников» Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. С малых лет ребенку необходимо привить нормы поведения.

Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры у дошкольников» Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять.

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Отчет по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей по средствам сказкотерапии у старших дошкольников» Анна Александрова Отчет.

Отчет по самообразованию. Роль микросреды в формировании социально-нравственных качеств дошкольников В этом году я взяла тему по самообразованию: «Роль микросреды в формировании социально - нравственных качеств дошкольников. Развитие коммуникативных.

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры» Хочу поделится опытом по теме "Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры" В 2010 году мною была взята.

План работы по самообразованию «Формирование социально-нравственной культуры у дошкольников» .

План работы по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Актуальность темы. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности.

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников Экологическое развитие детей в настоящее.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»
Опубликовано: 22 ноября 2016 в 15:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 марта. День ниток и пряжи на МААМ

Нитки всегда были и будут очень важны для людей: без них не сошьёшь одежды или обуви, чтобы защитить себя от холода. В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о том, как делаются нитки,...

2 марта. Международный день спички

Простому, но очень важному, изобретению человечества посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы вместе с ребенком найти спичкам нестандартное...

Детский мастер-класс «Павловопосадский платок — подарок маме»
Совсем скоро мы будем отмечать замечательный праздник – 8 марта. К этому празднику все дошколята готовят подарки, сделанные своими руками. Очень...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Цветочек для мамы» в средней группе
Цель: Вызвать у детей интерес к подготовке открытки. Учить изготавливать цветок из цветной бумаги. Развивать композиционные умения, чувство цвета, мелкую...
Мастер-класс по объемной аппликации «Фоторамка для мамы»
Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей странички. Вот и пришла долгожданная весна! Тает снег, бегут ручьи. Природв просыпается, расцветает! А вместе...