Лучший педагог года

Отчет по самообразованию «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития дошкольников»

Балашова Наталья
Отчет по самообразованию «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития дошкольников»

Слайд1. В начале нового учебного года мной была выбрана тема по самообразованию : «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития дошкольников».

Современное общество, предъявляет требование к человеку: умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества.

Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлеными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, сообразительными, короче говоря, умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Публикация «Отчет по самообразованию „Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах

Как обеспечить развитие математических способностей, отвечающих современным требованиям?

Слайд 2 Актуальность темы: Развитие интеллектуальных способностей детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

Слайд 3

Цель: прививать детям интерес к знаниям по математике с помощью интересных заданий и игр, сделать увлекательным для ребенка усвоения начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Слайд 4 Задачи:

1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

3. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения; развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

4. Закреплять умения детей анализировать форму предметов в целом и отдельных частей, воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлениям.

5. Формировать умение детей ориентироваться на ограниченной поверхности: лист бумаги, учебная доска, тетрадь, располагать предметы в указанном направлении. Отражать в речи пространственное расположение предметов на листе бумаги, в быту, нижний, верхний угол, правый, левый угол;

6. Способствовать развитию интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;

7. Повысить уровень знаний детей по развитию элементарных математических представлений, развивать интерес к математике в дошкольном возрасте. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом. В своей работе я использую разнообразные игры, но упор делаю на такие логически-математические игры как головоломки.

5 слайд. Игры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста. Эти игры развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач и способствуют успешной подготовке к школе.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития : социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

6 слайд Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.

7 слайд 1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.

Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.

Игры «шнурковые», целью которых является:составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;

• Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.

8 слайд 2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

Игры с палочками (спичками, полосками) задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.

Игры («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определё нным образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.

• Лабиринты (графические и механические, динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.

9 слайд 3. Игры комбинаторного характера стратегические.

Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки : «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.

Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.

10 слайд 4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.

5. В практике работы с детьми дошкольного возраста широко используются разнообразные «головоломные» задачи, связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей);

11 слайд Знакомить с играми надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. Привлекательность этих игр в том, что различная степень сложности позволяет учитывать, как возрастные, так и индивидуальные способности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию, выразить свое отношение к результату, совершенствовать его, общение со сверстниками и взрослыми в процессе игры. В процессе игры ребенок воссоздает на плоскости силуэты предметов по предложенному образцу или собственному замыслу.

Последовательность этапов освоения игр:

Первый этап – ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 имеющихся новой.

Второй этап – составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам.

Третий этап – составление фигур-силуэтов по образцам без указания составных частей.

Четвертый этап – составление фигур-силуэтов по собственному замыслу.

Пятый этап – из 2-3 одинаковых наборов фигур к игре составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

Шестой этап – из наборов 2-3 игр составить фигуру-силуэт, сюжетную картинку.

12 слайд Правила игры :

1. Заинтересуйте Ребенка игрой, не навязывая ни себя, ни игру.

2. Играйте с Ребенком на равных.

3. Обойдитесь без "не" (не получится, неумеха, не старайся, все равно ничего не выйдет).

4. Поощряйте Ребенка добрым словом, похвалой.

5. Не сравнивайте Ребенка с другими детьми.

6. Не обращайте внимания на временные неудачи. У него все получится.

7. Старайтесь выслушать Ребенка до конца. Не перебивайте его.

8. Постарайтесь понять: каждый ответ Ребенка правильный, даже если он расходится с Вашим представлением о чем-либо.

9. Учитывайте настроение Ребенка.

10. Старайтесь не критиковать Ребенка.

11. Пусть Ваши занятия с Ребенком будут искренними, доступными и доброжелательными.

13слайд Первые шаги в своей работе я начала с использования счетных палочек. Счетные разноцветные палочки развивают далеко не один навык у растущего ребенка. Головоломки со счетными палочками воспитывают интерес к математике, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме, а так же развивают логику мыслей, рассуждений и действий. А еще развивают мелкую моторику рук, логику, воображение, кроме того, они помогают детям становиться более сосредоточенным, усидчивым. Так же богаче и ярче становится абстрактное мышление, развивается фантазия и творческий потенциал. Счетные палочки подходят для моделирования различных фигурок, рисунков. Из них моим ребятам нравилось составлять различные предметы из жизни, животных, птиц, даже маму и папу

14 слайд Дети моей группы очень любят игру «Геометрическая мозаика». Эта игра учит ребенка ориентироваться среди геометрических форм, а так же воспитает усидчивость, будит тягу к знаниям и стимулирует познавательную активность. Развивает наглядно-образное мышления, творческие способности, память, внимание. Формирует сенсорные эталоны цвета, величины и формы, восприятия. Развивает мелкую моторику. Эта игра детям понравилась тем, что можно самостоятельно составлять узоры, сортировать геометрические фигуры, раскладывать по цветам.

15 слайд В своей работе использую следующие игры – головоломки : «Колумбово яйцо» и «Танграм». В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом.

16 слайд Логическая игра "Грузовички", тоже очень нравится детям,она развивает логическое мышление, познавательные способности, зрительное и пространственное восприятие. Игра поэтапно развивает навыки и умения ребенка. Малыши просто играют с машинками, складывая и выкладывая детали-формочки, а дети постарше могут выполнять все 48 увлекательных заданий, от простых до самых сложных.

17 слайд Задачи, которые решают геометрические игры-головоломки :

1. Называть составляющие фигуры.

2. Составлять простые изображения.

3. Сравнивать фигуры по общему признаку.

4. Составлять фигуры по образцу воспитателя.

5. Учить составлять фигуры с целью получения новой.

6. Учить видоизменять фигуры.

7. Ориентироваться в пространстве.

8. Составлять силуэт по собственному замыслу.

9. Учить, творчески мыслить, строить умозаключения, проявлять фантазию.

18 слайд Так же ребята очень любят играть в «Лабиринты» .Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться.

19 слайд А состав числа, решение арифметических примеров мы закрепляем с помощью «Математических раскрасок».

20 слайд Была пополнен уголок познавательного развития :

-были изготовлены головоломки «Танграм» и «Колумбово яйцо» для работы в парах»;

-распечатаны и находятся в открытом доступе «Математические раскраски» и различные «Лабиринты»

21 слайд Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Для ознакомления родителей с данной темой мы оформляем папки – передвижки с консультациями «Загадки на сообразительность и развитие воображения», «Важность обучения детей развивающим играм», «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги», была распечатана памятка для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием математического материала».

22 слайд Была дана консультация для педагогов : «Игры- головоломки как средство развития логического мышления дошкольников», проведено открытое занятие Путешествие по математическим островам» в рамках городского МО подготовительных групп.

23 слайд Включая игры-головоломки в образовательную деятельность, получили хорошие результаты. Игра увлекала детей, они с удовольствием включались в эту деятельность, не было проблем с организацией, отказывались играть единицы и в редких случаях. Во время проведения подобранных игр-головоломок большинство детей проявляло активность, большой интерес к процессу, по мере прохождения практической части нашей работы дети все чаще организовывали эти игры самостоятельно. Благодаря играм-головоломкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. При использовании игр-головоломок широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Логические игры-головоломки воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали более активными, самостоятельными и внимательными к действиям счета, стали рассуждать, доказывать. Все это позволит ребенку успешнее учиться в школе.

24 слайд

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет о проделанной работе по самообразованию «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ» Отчет о проделанной работе по самообразованию на тему: «Проектная деятельность как средство взаимодействия семьи и ДОУ». Слайд 1. Приветствую.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Игры-головоломки по ФЭМП как средство интеллектуального развития дошкольников»
Опубликовано: 22 мая 2020 в 09:59
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД