МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной деятельности старших дошкольников»

гюзель шакирова
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной деятельности старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Отчёт по самообразованию

воспитателя МБДОУ «Детский сад №5 с. Иглино»

Шакировой Гюзель Курбановны по теме:

«Развитие познавательной деятельности у старших дошкольников»

Закружится мой день неугомонный,

И я люблю всю эту чехарду.

В нём колокольчик радости бездонной

В нём детский смех, вопросы «Почему?

Зачем да как? Когда? А раньше было?»

И всем ответь, всем помоги понять.

Чтоб не погасло, чтобы не остыло,

Желанье знать, исследовать, искать.

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие познавательной деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах

Работа велась в течение 3х лет с 2018 по 2021г. и заключалась в реализации трех его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе 2018-2019г. изучение теоретических основ актуального педагогического опыта, которые заключались в подборе и ознакомлении c необходимой методической литературой, а также в проведении первичной диагностической работы и отборе развивающих методов и приемов работы

Формирующий этап 2019 - 2020г. проходила практическая реализация познавательной деятельности.

В процессе контрольного этапа 2020-2021г выявлялась результативность проделанной работы.

Актуальность

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес, выявлять и реализовать потенциальные возможности детей, приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое – основа формирования этого качества.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Ведущая идея моего опыта состояла в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада. Проектная деятельность смогла объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировала настоящее сообщество детей и взрослых. Метод проектов рассматривалась как один из вариантов интеграции. Детям давались знания не в готовом виде, им давалось возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята смогли стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектировали свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Задачи

Основными задачами развития познавательной активности у дошкольников являются :

развитие интереса к исследовательскому поиску;

• создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

• организация работы с родителями по развитию познавательной деятельности дошкольника;

• организация предметно-развивающей среды.

Методы

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта я использовала разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие познавательное развитие, развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :

а) в организованной образовательной деятельности :

Проектная деятельность;

«Вкусно,здорово, полезно»,

«Снеговик в гостях у ребят»,

«Здравствуй, Зимушка- зима»,

• Региональный проект «Дети за раздельный сбор мусора»,

«Елочка зеленая в гости к нам пришла»

ООД-путешествия;

«Наше село Иглино»,

«Весна в гости к нам пришла»,

«В гости к Зиме»,

«Страницы книжной истории»,

«Путешествие в Страну не выученных уроков»

ООД в форме дидактических игр

в) в повседневной деятельности :

наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

• Наблюдение за попугаем,

• Экскурсия в медицинский кабинет детского сада

• Экскурсия по детскому саду

дидактические и сюжетно-ролевые игры;

«Дочки- матери»,

«Магазин»

«Поликлиника»

«Пожарные на ученьях»

опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

«Мыльные пузыри»

«Свойства снега»,

«Свойства воды»

совместное творчество детей и родителей (мини- выставки);

• Конкурс скворечников «Дом для птиц» (Грамоты в номинации «Экологический скворечник», Грамота в номинации «Оригинальный дизайн»

участие в конкурсах

• Конкурс в ДОУ «Ярмарка талантов» (1 место)

• Конкурс в ДОУ «Лучший уголок безопасности» (Грамота в номинации «Самый интересный дидактический материал»

• Конкурс в ДОУ «На лучшее методическое обеспечение группы по математическому развитию» (Грамота в номинации «За грамотное методическое комплектование игрового материала по сенсорному развитию детей»

• Районная акция «Птицы родного края» (1 место в номинации «Фотоотчет»

• Смотр –конкурс визитных карточек групп, кабинетов «С днем рождения, детский сад!» (Грамота в номинации «Воспитание красотой»)

• Участие во всероссийской викторине «Самый умный дошколенок (Диплом за 2 место)

презентации.

• Жалобная книга природы»,

«Технология исследовательской деятельности в ДОУ»,

• Уголок природы в подготовительной группы,

• «Визитная карточка группы «Дружная семейка»,

«Фототерапия»

• «Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста

г) курсы повышения квалификации, вебинары

• «Актуальные проблемы организации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

• Участие в вебинаре «Программа воспитания в современной дошкольной образовательной организации»

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центра экспериментирования» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в группе, которая включает:

a) Детскую лабораторию

b) Подборку литературы :

Детские энциклопедии:

«Животные России»,

«Насекомые»,

«Родная природа»,

«Загадки природы»,

«Современная детская энциклопедия хочу знать», «Млекопитающие»,

«Живая природа»,

«Планета Земля»,

«Космос»,

Детская художественная литература

Рассказы по картинкам:

«Лето»,

«Осень»,

«Весна»,

«Зима»

c) Наглядно – дидактические пособия:

Растительный мир, животный мир, неживая природа :

• Картины о природе,

• Картинки о домашних и диких животных

Папки :

«Времена года»,

«Цветы»,

«Деревья»,

«Комнатные растения»,

«Насекомые»,

«Мир птиц»,

«В царстве растений»,

«Морские жители»

«Моя республика –Башкортостан»,

«Село Иглино»,

«Национальные костюмы народов России»,

«Национальные традиции башкирского народа»

Дидактический материал:

«Животные России»,

«Природные явления»,

«Дикие животные»,

«Загадочные животные»,

«Домашние животные»,

«Ягоды»,

«Насекомые»

Дидактические карточки;

«Овощи»,

«Правила поведения»,

«Виды спорта»,

«Транспорт»,

«Изучаем время»,

«Насекомые»

Лото:

«Птицы»,

«Птицы и животные»,

«Растения»,

«Времена года»

Демонстрационный материал

«Математика в детском саду»,

«Народы России и ближнего зарубежья»,

«Направо-налево»

Результативность проделанной работы.

Работая над этой темой я смогла и поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, а так же позволила мне повысить свой профессиональный уровень и степень во влеченности в деятельность. Все участники приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Отчет по самообразованию «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей второй младшей группы» Актуальность заявленной темы. В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются новые и новые требования к знаниям.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования» Отчет по самообразованию " Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста через нетрадмционные техники рисования".

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие познавательной деятельности старших дошкольников»
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 12:18
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по самообразованию «Развитие познавательной деятельности старших дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем гюзель шакирова (УИ 302394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД