Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций»

Еленочка Ивченко
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций»

Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста.

Актуальность работы заключается в следующем:

– в процессе обновления содержания дошкольного образования значительно возрастает роль нравственно-эстетического аспекта как первоначальной ступени духовного развития ребенка, именно в дошкольном возрасте закладываются нравственные и эстетические основы формирования личности, первые представления о добре и зле, о прекрасном в процессе ознакомления с искусством, развиваются способности и задатки. Учитывая все это, необходимо создавать условия для формирования у детей представлений о культуре своей Родины и, особенно о месте своего рождения, культуре родного края.

– Я определила цели своей работы:

– формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

– формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

– Передо мною были поставлены следующие задачи:

– расширять представление о многообразии нетрадиционных техник в изобразительном искусстве;

– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве;

– формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

– совершенствовать технические умения и навыки;

– воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Работу проводила поэтапно:

-на первом этапе-репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам в работе с тканью, по ознакомлению с различными средствами выразительности;

-на втором-конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-совместная деятельность воспитателя с детьми;

-самостоятельная деятельность детей;

-предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные;

-наглядные;

-практические;

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей в начале года показала:

-высокий-21%

-средний-42%

-низкий-37%

Как утверждают многие педагоги-все дети талантливы. Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Созданию уголка эстетического восприятия.

Созданию художественного фонда:

-музей ситцевых кукол;

-коллекция ситца (от прошлого века до современного);

-коллекция ситцевой одежды;

-коллекция изделий из ситца;

-книги и публикации из газет.

Были изготовлены следующие альбомы:

«Шуйские ситцы»;

«Ткацкое производство» (фотоальбом);

«Ситцевая сказка».

Подготовила для детей следующие игры:

«От хлопка к ткани»;

«Найди и назови»;

«Одень куклу»;

«Ателье»;

«Лоскуточки»;

– книга «Сказка о хлопке».

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельность. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности в работе с тканью, такие как знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник в работе с тканью.

С помощью нетрадиционных техник в работе с тканью возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

Нетрадиционные техники в работе с тканью демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы в работе с тканью очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми-это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Пальчиковая живопись.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование ладошкой.

Рисование-это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Прижми и отпечатай.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Кляксография.

Рисование для ребенка не только забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Набрызг.

Радость творчества знакома каждому малышу.

Трафарет.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Рисование по мокрому.

Но, творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Мозаика из ткани.

Развитие творческой фантазии.

Аппликация.

Активизировать наблюдательность, внимание и воображение, пробуждение фантазии, развитие творческих способностей, чувства формы, цветоощущение.

Плетение.

Развитие творческого воображения.

Конструирование.

А. С. Макаренко подчеркивал,что игры с игрушками — материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».

Коллаж.

Развитие воображения, координации движений рук, мелкой моторики, цветовосприятия.

Задача взрослого — разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки коллективных работ для родителей:

«Моя любимая мамочка»

«Красавица осень»

«Зимушка-зима»

«Необъятный космос»

«Мисс весна»

«Голуби мира»

«Ситцевая радуга»

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями, которые вместе с детьми изготавливали ситцевых кукол, помогали в создании коллекции ситца, участвовали в различных конкурсах, изготавливали костюмы из ситца, помогали в сборе книг, вырезок из газет и подборе фотоматериалов по ознакомлению детей с текстильной промышленностью.

Для родителей подготовила несколько консультаций, которые были выставлены на стенде по ознакомлению детей с родным городом:

«Аппликация. Хорошо это или плохо»

«Поделки из ткани»

«Играем в куклы»

«Спасительная красота»

«Игрушка из ткани своими руками»

«Пальчиковый театр своими руками»

Также были составлены конспекты по развитию творческих способностей у детей по работе с тканью.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Диагностика на контрольном этапе показала:

высокий-32%

средний-48%

низкий-20%

Перспектива:

1. Продолжить работу по ознакомлению детей с народными традициями через работу с тканью.

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник в изобразительном искусстве.

3. Продолжить работу по изучению текстильной промышленности в городе Шуя.

«Детство-важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,-от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию. Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической.

«Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет». Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет» Актуальность работы заключается в следующем: Сенсорное развитие ребенка – это развитие.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Русские народные сказки
  • Искусство
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников на основе народных традиций»
Опубликовано: 9 июня 2015 в 12:41
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Фотоотчет. Развивающие пособия из фетра
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пособия изготовленные самостоятельно для работы с нашими детками имеющими заболевания. Использование развивающих...
Фоторепортаж «Экскурсия в Эфес (Турция)» (продолжение)
Эфес– один из семи чудес древнего мира. Город был коммерческим, религиозным и социальным центром древности. На сегодняшний день это самый большой и лучше...
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях»
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях» Все чаще дети из-за невозможности или неумения общаться вживую, делают это в социальных сетях или...