Отчет по самообразованию старшего воспитателя

Лариса Рыбнова
Отчет по самообразованию старшего воспитателя

«Использование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения профессионального уровня педагогов в рамках ФГОС ДО».

Никогда не прекращайте вашей самообразовательной

работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились,

сколько бы ни знали, знанию и образованию нет

ни границ, ни пределов.

Н. А. Рубакин

Цель самообразования:

Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогических кадров.

Задачи:

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2.Выявить и проанализировать современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия, выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов.

4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

5. Внедрить в практику методической работы современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества воспитательно- образовательного процесса.

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование профессиональной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги практики с более чем двадцатилетним стажем работы. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками.

Необходимость оптимизации методической работы в повышении компетентности педагогических кадров привела к поиску форм и методов для ее эффективной реализации, психологической составляющей процесса становления профессиональной компетентности педагога.

Основные этапы работы по теме самообразования:

I этап - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

II этап - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение практического опыта в практику методического сопровождения.

III этап - ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

Использование опыта работы в методическом сопровождении педагогов ДОУ, повышении качества воспитательно- образовательного процесса ДОУ и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т. д.)

IV этап - ОБОБЩАЮЩИЙ

Подведение итогов, оформление результатов работы, аттестация, дальнейшая педагогическая деятельность.

Предполагаемый результат для старшего воспитателя:

1. Расширить знания по данной теме.

2. Совершенствовать формы организации методической работы в ДОУ для реализации функций органа самоуправления.

3. Разработать модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ, позволяющей обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога для осуществления педагогического процесса на высоком уровне с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.

4. Анализировать профессиональную компетентность, рост качества образования воспитанников ДОУ для повышения уровня оказания образовательных услуг ДОУ.

Предполагаемый результат для педагогов:

1. Формировать интерес к современным технологиям у педагогов ДОУ для повышения уровня качества организации воспитательного процесса и сплочения коллектива педагогов.

2. Внедрить в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии.

Направления самообразования:

Профессиональное психолого-педагогическое методическое:

Знакомиться с современными тенденциями в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Пройти курсы повышения квалификации.

Посещать семинары разного уровня, МО, участвовать в обмене опытом.

Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители).

Внедрять в организационно-методический процесс современные образовательные технологии. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.

Изучать современные педагогические технологии и методики взаимодействия с педагогами

Совершенствовать знания современного содержания воспитательно- образовательного процесса.

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет - ресурсы.

Изучать опыт коллег по организации методического сопровождения.

Принимать активное участие в работе МО воспитателей и заведующих.

План по самообразованию:

1.

Определение темы самообразования, планирование системы работы Разработка программы по самообразованию.

Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования.

Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы по повышению профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Интернет ресурсы, статьи из сборников, журналов и др.

Разработка модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.Информация для педагогов:

«Модель методической работы по повышению профессиональней компетентности пед. кадров»

Создание условий для повышения профессионализма и реализации творчества педагогов. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Оснащение методического кабинета пособиями, методич. литературой, интернет - ресурсами.

Выставки: «Новинки методической литературы».

Методическая помощь при подготовке к аттестации.

2. Работа по самообразованию педагогов ДОУ. Консультация для педагогов ДОУ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

Анализ уровня профессиональной компетенции педагогических кадров в ДОУ.Мониторинг педагогических кадров: «Оценка уровня профессиональной компетенции пед. кадров в ДОУ».

Самоанализ педагогов по итогам работы за год.

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии:

Анкета № 1 – для выявления способности педагогов к развитию.

Анкета № 2- для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов.

Анкета № 3 - Степень владения навыками самостоятельной работы.

Анкета №4 - Изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования.

3. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ:

Ежегодно в ДОУ все воспитатели показывают открытые НОД.

Организация и проведение кружковой работы.

Организация МО с показом НОД для педагогов района: Развлечение для детей раннего возраста по сказке «Колобок»

Участие воспитателей на семинарах и педсоветах в ДОУ.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, прохождение курсов повышения квалификации.

Участие педагогов в конкурсах разного уровня.

Пополнить знания и умения педагогов и специалистов в работе с группой детей разного возраста и их родителями.

Оценка эффективности программы самообразования:

Достижение положительной динамики качества воспитательно- образовательного процесса.

Результативность использования современных образовательных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

Эффективность модели методического сопровождения педагогов ДОУ.

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками.

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Вывод:

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров, профессионально-педагогической компетентности. В настоящий момент востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.

Систематизировав эффективные формы работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, реализуя модель повышения профессиональной компетентности педагогов,позволяет получить стабильные положительные результаты:

Выросло число педагогов, имеющих высшее профессиональное образование. Многие воспитатели повысили уровень своей компетентности через аттестацию на квалификационную категорию и прохождение курсов повышения квалификации и переквалификации.

Педагоги ДОУ принимают активное участие в региональных, муниципальных конкурсах, демонстрируя свой опыт и достижения в образовании детей. Многие педагоги создали личные сайты, на которых делятся своим опытом и достижениями в воспитании детей. Принимали активное участие в дистанционных конкурсах.

Проводится работа с родителями, где педагоги пополняют копилку знаний эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

В целом методическое сопровождение оказало влияние на совершенствование и развитие профессиональной компетентности педагогов, на атмосферу профессионального успеха, позволило педагогам активно участвовать в подготовке и принятии управленческих решений (при проведении педагогических советов, разработке годового плана и др.).

Таким образом, методическое сопровождение позволило обеспечить рост педагогического мастерства и развитие творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс добиться повышения качества реализации воспитательно - образовательного процесса в рамках ФГОС ДО.

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

2. Закон РФ «Об Образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

3. Белая К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К. Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.

4. Веселова, Т. Б Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]/ Т. Б. Веселова – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС».

5. Виноградова, Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы [Текст]/ Н. А. Винградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.

6. Волобуева, Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]/Л. М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера. – 2009.

7. Волобуева Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ, 2012. – №6. – С. 70-78.

8. Голицына, Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Н. С. Голицына – М.: Скрипторий, 2003. – 2009.

9. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ.С - Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г. – 176с.

10. МикляеваН. В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.

11. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.С - Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 80с.

Статьи из сборников,журналов:

1. - Жеребятьева, С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов [Текст]/ С. В. Жеребятьева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №10. – С. 5 – 15.

2. - Кучергина, О. В. Структура методической службы ДОУ [Текст]/ О. В. Кучергина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. №2. – С. 10 – 21.

3. - Медведникова, Л. Ф. Методика комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОУ [Текст]/ Л. Ф. Медведникова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2011. №10-. – С. 21 – 33.

4. - Смирнова, М. В. Модель методической службы ДОУ [Текст]/ М. В. Смирнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. №10. – С. 7

5. Интернет - ресурсы

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Семья как социальный институт формирования личности» Моя тема по самообразованию: «Семья как социальный институт формирования личности». Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей.

Календарно-тематический план непосредственно-образовательной деятельности по самообразованию воспитателя для детей 2–3 лет Октябрь 1 неделя Тема: «шарики катятся по дорожке» Цель: ознакомить детей с предметами круглой формы и побуждать обводить форму по контуру.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет подменного воспитателя о работе по самообразованию «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства». /Мария фон Эбнер-Эшенбах/ «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Отчет по самообразованию старшего воспитателя
Опубликовано: 9 января 2021 в 18:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по изготовлению подарка из цветной бумаги «Цветок в подарок», с...
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, рассчитан на аудиторию от 4 лет....
Поделка «Солнышко» из фоамирана
Мы с нетерпением ждем завершения зимы, чтобы увидеть оттепель и услышать пение птичек, погреться на весеннем солнышке и пропитаться весенней энергией. Но...
Мастер-класс конвертика с сюрпризом к 8 марта в технике аппликация для детей старшего...
Мастер-класс конвертика с сюрпризом к 8 марта в технике аппликация для детей старшего дошкольного возраста. Цель: вызвать у детей желание изготовить...