МААМ-картинки

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Елена Миронова
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Именно в этот период ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Публикация «Отчет по самообразованию „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Исходя из этого, я определила цель и задачи самообразования :

Цель: изучение проблемы использования дидактических игр как средства формирования экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания ребенка-дошкольника.

2. Изучить особенности экологической воспитанности детей для построения соответствующей работы по экологическому воспитанию детей средствами дидактических игр.

3. Определить эффективность работы по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры.

Для достижения поставленных целей и получения хорошего результата я проводила свою работу регулярно и использовала следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Виды дидактических игр.

В современной педагогике существует несколько видов дидактических игр.

Изучив опыт Бондаренко А. К. можно выделить три основных вида дидактическх игр :

- игры с предметами (игрушками, природным материалом, игры-эксперименты;

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, игрушки, природный материал (овощи, фрукты, шишки, цветы, листья, семена). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В этих играх дети выполняют разнообразные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Для закрепления знаний детей об окружающей их природе используются игры с природным материалом (семена растений, листья различных растений, цветы, камешки, ракушки, шишки). Такие игры я использовала не только во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой (деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами) но и во время непосредственной образовательной деятельности.

Настольно-печатные игры очень разнообразны по тематике, содержанию, оформлению. С их помощью можно расширить представления детей об окружающем мире. Так же они помогают уточнять и систематизировать знания детей Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, разрезные картинки, лото, домино, лабиринты, найди отличие и многое другое.

Словесные игры способствуют развитию мышления и речи, помогают в решении умственного развития детей. Словесные игры формируют выдержку дисциплинированность, находчивость, умение ориентироваться.

Дидактическая игра является средством экологического воспитания

Дидактические игры с природным материалом являются наиболее интересной и эффективной формой экологического воспитания. Игры вызывают у детей массу положительных эмоций и способствует всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же знание правил поведения в природе. Экологические игры помогают расширить кругозор детей.

Игры с природным материалом, помогают дают возможность самим познакомиться со свойствами и качествами объектов природы, их состояниями.

В процессе игры у детей развиваются наблюдательности и любознательности и интерес к объектам природы.

В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: составлять план действия, систематизировать и оценивать полученные результаты.

Дидактические игры как средство экологического воспитания рассматривали : Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. А. Маневцева, П. Г. Саморукова и др.

Описание опыта работы

Прежде чем, приступить к работе, я разработала план самообразования, в котором распределила последовательность изучения выбранного направления и определила какой материал я буду изучать. За основу своей работы я взяла игру, так как ребенок в процессе игры лучше познает мир.

В современной педагогике существует традиционная классификация дидактических игр : словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы:

1. Принцип системности – последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр;

2. Принцип повторности – обусловлен индивидуальными особенностями умственной деятельности детей (не все дети одинаково успешно усваивают обучающее содержание игры, игровые действия и правила с первого раза);

3. Принцип наглядности – представлен в картинках, изображающих предметы и действия с ними, раздаточный материал;

4. Принцип добровольности – учитывается интерес и желание ребёнка;

5. Принцип таинства игры – игра для ребёнка должна быть тайной, секретом;

6. Принцип региональной направленности – учитывается региональный компонент;

7. Принцип обновляемости игры - внесение элемента новизны, как в содержание игры, так и в игровые действия.

Дидактика предполагает постепенное усложнение игр, подразумевает их вариативность. Так в младшей группе происходит знакомство детей с дикими и домашними животными в таких дидактических играх, как «Кто это?», «Изобрази животного», «Узнай кто кричит?», в средней группе – «Кто, где живет?», «Бывает-не бывает», «Вершки и корешки» и многое друго. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми : «Логические цепочки», «Придумай загадку про животное», «Путешествие в Арктику».

В старшем возрасте дети часто становятся инициаторами проведения каких либо игр экологической направленности, что говорит о заинтересованности детей.

В своей работе я уделяю большое внимание дидактическим играм, которые проводятся не только на прогулке, но и во время непосредственной образовательной деятельности, трудовой деятельности, экспериментальной деятельности, индивидуальной деятельности дошкольников.

Во время проведения дидактических игр мною используются различные объекты живой и неживой природы: камни, веточки, цветы, семена овощи, фрукты. Также часто необходимы различные гербарии растений, картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки, муляжи овощей и фруктов.

Разнообразный демонстрационный материал и непосредственный контакт с окружающей природой помогает повысить интерес детей к игре, желание непосредственно стать ее участником.

Все это помогает формировать экологические знания детей. Однако, не всегда дети могут использовать на практике полученные знания. Чтобы решить эту проблему нужно вовлечь детей в деятельность, которая позволит самим познакомиться с закономерным процессом.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность экологической системы и важную роль каждого отдельного организма, понять неповторимость и уникальность каждого объекта природы, понять, что негативное влияние человека может нанести непоправимый урон окружающей природе.

Каждая образовательная деятельность, каждый режимный момент несет свои цели, задачи и свою методику получения необходимых знаний и умений.

Совместная деятельность воспитателя с детьми : необходимо систематически ставить перед детьми строгую последовательность заданий, которые позволяют развивать те или иные способности.

Индивидуальная работа с детьми: позволяет развивать навыки выполнения различных видов деятельности.

Самостоятельная деятельность детей : способствует саморазвитию ребенка. Каждый может выбрать направление деятельности, которое ему наиболее интересно и которое он может самостоятельно выполнить.

Целью экологического воспитания детей является формирование у детей экологической культуры, которая включает в себя экологическое сознание, экологические чувства и экологическую деятельность.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи я использовала различные формы работы:

• Изучение опыта педагогов ДОУ (сентябрь- ноябрь);

• Изучение методик в Интернете (в течении года);

• Введение игровых приёмов в мероприятия по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна. (в течении года);

• Индивидуальная работа с детьми, которая проводилась в игровой форме (в течении года);

• Совместная игровая деятельность, которая способствовала развитию мышления, внимания, воображения, усидчивости (в течении года);

• Консультации для педагогов «Игры по экологии в детском саду», «Игра как средство экологического воспитания» (Февраль,2019г.);

• Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий (в течении года);

• Составление картотеки игр – экспериментов с водой, песком и т. д.

(в течении года)

• Оформление письменных консультаций в родительском уголке.

(в течении года)

• Консультации и беседы (индивидуальные и коллективные). (февраль 2019г.)

• Оформление выставки «Дидактические игры для детей». (Март, 2019г.)

• Отчёт по теме «дидактическая игра как средство экологического воспитания» (Май, 2019г.)

Одним из важных направлений в работе педагога является работа с родителями. Уровень экологического развития дошкольников во многом зависит от степенью экологической грамотности родителей. Поэтому очень важное значение имеет повышение уровня знаний родителей в области охраны окружающей среды. Для этого я подготовила консультации на темы: «Прогулка в природу», «Экологическое воспитание детей в семье» «Зелёный мир на окне», «В союзе с природой», «Весенние прогулки» и так далее.

Заключение:

В заключении своей работы я хотела бы сказать, что дидактические игры занимают важное место в экологическом воспитании детей. Эти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д.

Дидактическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.

Дидактические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы.

Организовывая дидактические игры необходимо присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, загадочности и многое другое.

Когда в работе с детьми исользуются дидактические игры, дети начинают проявлять инициативность и самостоятельно организовывают различные виды игр: они могут самостоятельно сделать выбор в сторону той или иной игры, могут самостоятельно контролировать ход игры и выполнение её правил.

Из всего перечисленного можно сделать вывод, что дидактические игры являются очень нужными для всестороннего развития детей.

Используемая литература:

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 48 с.

2. Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду». М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 58с.

3. Удальцова Е. И. «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». – М., 2013. – 235 с.

Публикации по теме:

Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста «Беседа как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов Экология - это наука, изучающая взаимоотношения.

Консультация «Дидактическая игра, как средство развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО, подразумевает создание благоприятных условий.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей Разнообразие дидактических игр и приемов взаимодействия с природой позволяют организовать развивающее общение ребенка, как в группе, так.

Игра как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста «ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста. В экологическом воспитании дошкольников, применяются.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Мини-лаборатория как средство решения задач экологического развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста В современных условиях познавательное развитие детей является одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма развития детей младшего возраста» В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактическая игра как форма развития детей младшего возраста». В работе дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 21:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД