Папки-передвижки

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»

Екатерина Иванникова
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»

Планирование работы по самообразованию.

1. Изучение литературы.

1.1. Методические пособия: Парамонова Л. А. «Творческое конструирование с детьми младшего возраста», М, 1999; Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество», М. 2006; Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда», М. 1995; Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие», М. 2004; Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду", М. 2004; Светлова И. "Развиваем мелкую моторику", 2001; Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр», СПб. 2000.

Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества“» размещена в разделах

1.2. Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

1.3. Материалы Интернет сайтов maam.ru; https://festival.1september.ru

2. Создание условий.

2.1. Составить поэтапно- перспективный творческий план.

2.2. Приобрести наглядные пособия (книги, плакаты, графические линейки, раскраски.

2.3. Подобрать наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики; подобрать комплекс элементов изодеятельности и графических упражнений.

2.4. Создать в группе условия по развитию мелкой моторики (пространственно-предметная среда, которая стимулировала бы творческую деятельность).

3. Работа с детьми.

3.1. Игры на развитие мелкой моторики : «Пазлы», «Сортер», «Мозайка».

3.2. Графические упражнения: штриховка, раскраски, обведение по трафарету.

3.3. Художественная деятельность : рисование, аппликация, конструирование из бумаги (оригами, лепка (картины из пластилина).

3.4. Пальчиковые игры.

4. Работа с родителями.

4. 1 Наглядная пропаганда: оформление информационного уголка.

4.2. Индивидуальные беседы.

4.3. Консультации по развитию мелкой моторики.

Актуальность проблемы.

«Движение руки всегда связано с речью и способствует ее развитию»

В. М. Бехтерев.

Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Художественная деятельность является неотъемлемой частью при формировании творческого, эстетического и эмоционального восприятия детей. Так же художественное творчество развивает основную психологическую функцию – мелкую моторику рук.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем и родителями.

Цели и задачи.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью художественного творчества.

Основные задачи:

• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук

• Формировать координацию движений

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости

• Способствовать развитию творческих способностей

Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия

Работа по самообразованию.

Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.

Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2013-2014 гг. согласно поэтапно-перспективному творческому плану и включала в себя следующее:

1. Проведение игр («Пазлы», «Мозайка», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда) : имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).

Пальчиковые игры я выбирала те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

2. В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина, аппликация, оригами.

2.1. рисование: очень хорошо развивают мелкую моторику рук прием ритмичного примакивания («Листопад», «Снег идет», «Верба» и др.) и прием нанесения мазков – линий различной длины в различном направлении («Дорога для машины», «Дождик», «Коврик для кошечки» и др.). Для рисования я предлагала детям различную тематику, что позволило сохранить интерес к занятием, соответственно, занятия каждый раз получались очень увлекательными и продуктивными.

2.2. лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а так же учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).

2.3. аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.

Работа с родителями.

Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Для родителей я подготовила консультацию «Игры для детей 3-4 года на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы).

Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру.

В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а так же был представлен отчет о проведенном занятии с фото.

Подведение итогов.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателей и родителей дети достигли хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно повлияло на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью камушков Марблс Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А. Сухомлинский Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить.

Консультация Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как.

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики» воспитателя Мельниковой И. Е. Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики с помощью лепки и аппликации. Детские поделкиРазвитие мелкой моторики с помощью лепки и аппликации. Детские поделки С целью развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста я решила много внимания уделить лепке и аппликации. Лепка хороша тем,.

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов деятельностиРазвитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов деятельности Развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с помощью ручного труда Содержание: • Введение • Теоретические основы Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей Особенности.

Развитие у детей мелкой моторики рук с помощью термомозаикиРазвитие у детей мелкой моторики рук с помощью термомозаики Очень хорошо мелкую моторику рук развивает термомозаика. Термомозаика – специальные бусины, напоминающие мелко нарезанные трубочки, которые.

Речевое развитие и развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Одно из основных условий.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки» Творческий отчет по самообразованию «Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»
Опубликовано: 20 сентября 2015 в 09:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД