Екатерина Карцева
Отчет по самообразованию за 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: нашу Родину населяют люди разных национальностей и народностей; у каждого народа свой национальный язык, обычаи и традиции, искусство и культура; каждый народ по-своему талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками, учеными и т. д.
Публикация «Отчет по самообразованию за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Чувство Родины начинается с искреннего восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что откликается в его душе, с раннего детства он нуждается в образах, звуках, красках. Всё это в изобилии несут музеи. Ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в котором он через осязание, действие с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт. Развитие интереса к музею и воспитание музейной культуры является неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. И хотя многие впечатления от созерцания окружающего мира еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют невероятно большую роль в становлении личности патриота своей Родины…
Цель самообразования: Создание условий для патриотического развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи:
1. повысить уровень знаний о системе музейной педагогики путем изучения необходимой литературы, Интернет-ресурсов;
2. привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
3. Разработать перспективный план работы с детьми;
4. Оформить в группе мини-музей «Город мастеров», «Игрушки наших бабушек»; «Военная техника»; «Животные России», «Космос», «Детям о Победе»
5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Мини-музей как средство познавательного развития детей»;
6. Отчет о проделанной работе.
Изучив методическую литературу, работа была проведена следующими этапами:
Подготовительный.
- Углубление знаний детей по теме будущей работы через проведение бесед, экскурсий.
- Формирование ярких художественных образов у детей через рассматривание иллюстраций, репродукции, экспонатов, альбомов, книг, презентаций.
На этом этапе была организована предметно-развивающая среда с учетом проекта; изготовлен практический материал, презентации; разработаны дидактические и развивающие игры, конспекты игр-занятий, экскурсий, различный иллюстрированный материал, приобрели и изготовлены экспонаты, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.
Основной.
Главными задачами работы с детьми являются:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через музейную педагогику.
2. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к музейному делу.
3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность и речь детей подготовительной к школе группе.
- предоставление детям возможности воплотить полученные знания при выполнении работ;
- создание условий для творческого взаимодействия детей и родителей: доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги.
При создании каждого мини-музея проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Организация «мини – музея» в группе («Город мастеров», «Игрушки наших бабушек», «Военная техника», «Животные России», «Детям о Победе»).
2. Экскурсии в мини — музеи и выставки.
3. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций.
4. НОД касаемо каждой темы мини-музея.
6. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
7. Использование художественно — дидактических игр.
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов).
Итоговый.
- подведение итогов работы по проекту «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ».
В работе с родителями были использованы следующие формы работы:
- беседа «Музейная педагогика в ДОУ»;
- анкета «Использование музейной педагогики в ДОУ»
- родительское собрание «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музея в ДОУ»;
- консультации «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики», «Музейная педагогика в детском саду»; Беседа «Музейная педагогика в ДОУ»;
- Выставки детских работ «По мотивам городецкой росписи», «Народные узоры», «Хохломские узоры», «Выставка детских работ, посвященная 23 февраля», «Пожарная машина спешит на пожар», «Путь к звездам», «Вечный огонь».
Практический выход:
- Выступление на педагогическом совете «Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании детей» на тему: «Мини-музей как средство познавательного развития»;
- Участие в региональном семинаре «Формирование основ гражданской идентичности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Тема НОД: Интеллектуальный конкурс – игра «Что? Где? Когда?»;
Тема выступления: «Мини-музей как средство познавательного развития детей» 25.04.2017
- Анкета для родителей «Использование музейной педагогики в ДОУ»
- Родительское собрание: «Музейная педагогика как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини-музея в ДОУ)»
- Консультация для родителей «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики», «Музейная педагогика в детском саду»; Беседа «Музейная педагогика в ДОУ».
- Выставка детских работ на темы: «По мотивам городецкой росписи», «Народные узоры», «Хохломские узоры», «Выставка детских работ, посвященная 23 февраля», «Пожарная машина спешит на пожар», «Путь к звездам», «Вечный огонь».
- Проект на тему: - проекта «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»
- Отчёт о проделанной работе за год.
Заключение:
Мини-музеи в группах позволили нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка.
Результатами проведенной работы являются:
1. У детей появился интерес к изучению русской народной культуры, детской литературы, окружающего мира.
2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
3. Расширились знания о традициях русского народа.
4. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
5. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют танцы, читают стихи).
6. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
7. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
8. Бережно относятся к экспонатам мини-музеев, атрибутам предметно-развивающей среды группы, предметам быта, произведениям народного творчества.
9. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в изготовлении атрибутов для мини-музеев.
Таким образом, экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности, а также вне учебной деятельности, что позволяет полно и всесторонне проводить реализацию проектной деятельности.