Елена Яковенко
Отчет по самообразовательной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Многофункциональное использование игр
В. В. Воскобовича в развитии познавательных
интересов у детей дошкольного возраста»
Начала работы над темой : 01.09.2019г.
Предполагаемая дата окончания работы : 31.05.2021г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить требования ФГОС дошкольного образования к организации игровой деятельности.
Публикация «Отчет по самообразовательной работе» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
2. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
3. Освоить современные технологии и методы организации игры.
4. Разработать систему внедрения игр по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс.
В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра. Сегодня в детских учреждениях для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется педагогами популярная методика В. В. Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
«Сказочные лабиринты игры» - игровая технология, а так как игра – это ведущий вид деятельности детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде то на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.
Предполагаемый результат:
В результате проведенной работы -дети освоят цифры, счёт, геометрические фигуры, научатся ориентироваться на плоскости; концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; анализировать, сравнивать, сопоставлять; будет совершенствоваться речь, внимание, память, воображение, мелкая моторика рук.
Чтобы правильно выстроить работу, я начала работать по следующим направлениям:
1. Изучение методической литературы по данной теме.
2. Работа над созданием развивающей среды.
3. Занятия с детьми.
4. Взаимодействие с родителями.
В течении года я изучала соответствующую литературу по данной теме:
1. Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ. – Воронеж: ООО «Метода», 2013.
2. Воскобович В. В., Харько Т. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринтры игры». СПб., 2000.
3. Воскобович В. В., Харько Т. Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. СПб., 2007.
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М. : ТЦ Сфера, 2015
5. Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 17 октября 2013 г., № 1155)
Разработала и составила план совместной деятельности с дошкольниками на учебный год. Была сделана подборка конспектов НОД с детьми и совместной деятельности с родителями. В группе была создана игровая развивающая среда по технологии В. В. Воскобовича, которая успешно позволяет разнообразить совместную деятельность с детьми. Фиолетовый лес- сенсомоторный уголок с приключениями забавных персонажей, занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. На первом этапе детей знакомила с такими играми как «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Шнур-затейник», «Ларчик». «Фиолетовый лес». «Геоконт» и конечно их героями. Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. Так же дети усваивают образную терминологию, сказочные названия, придуманные самим автором. Например, точки координат оси в игре «Геоконт» называются разноцветными лучиками, каждая точка обозначается буквой, например, Ф, это фиолетовый лучик и т. д. Технология развивающих игр реализовывалась мной как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. С одной стороны, ребенок подражает взрослому, с другой – проявляет свою фантазию и личное творчество. На занятиях игры В. В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и являются частью занятия. Я включала и импровизируемые игры на занятиях по математическому развитию, экологическому воспитанию, речевому развитию.
Уникальное пособие «Коврограф» помогало в работе знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров. В процессе игры коврограф превращается в волшебную ковровую полянку в Фиолетовом лесу, на которой происходят разные чудеса.
Используя «Забавные цифры», дети легко запоминают количественный и порядковый счёт.
С «Игровым квадратом» дети осваивают алгоритм конструирования. Для начала я проводила «Обследование квадрата» - обведи пальчиком, пройди по сторонам квадратика, найди уголки, спустись по треугольникам сверху вниз, поднимись на вершину, положи квадрат разными по цвету сторонами, загни уголок и др. ; «Играем в прятки» - найди спрятанные квадраты меньшего размера, самые маленькие, обведи их пальчиком; «Сложи квадрат» - пополам разными способами. Какие фигуры ты узнаешь? Сложи квадрат, чтобы получился большой, маленький треугольник, прямоугольник, квадрат; «Путешествие в квадрате» - пройдись по дорогам-диагоналям, знакомство с центром, путешествие из центра в уголки по разным дорожкам. Увлекательная игра «Шнур-затейник». На игровом поле с помощью разноцветных шнуров ребенок «вышивает» различные варианты изображений. Игра направлена на развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, совершенствование интеллекта и мелкой моторики рук, на формирование и уточнение математических представлений, тем самым заменяет ниткографию Игра-конструктор «Геоконт» - позволило мне закрепить цвета, величину, а также развивать у детей навыки моделирования и конструирования, развивать мелкую моторику. «Игровизор» очень удобно использовать с детьми выполнять пространственное расположение объектов, исследовать пути загадочных лабиринтов. Таким образом, работу с детьми по ознакомлению с играми В. В. Воскобовича я осуществляла поэтапно. А предшествующая работа — это знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Гномы и т. д.). При помощи данных персонажей поэтапно знакомила детей с разнообразными играми. Включая обучающие игры и развивающие задания в единый игровой сюжет в ООД «Путешествие в Фиолетовый лес» и другую НОД. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. И благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.