Приложение МААМ

Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Марина Чудакова
Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Старая Жуковка Базарно Карабулакского

муниципального района Саратовской области»

Отчет по самообразованию

Тема «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Чудакова М. А.

Публикация «Отчет по теме самообразования „Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность: Такую тему взяла для самообразования, потому что, развитие творческого воображения личности, способной к инновационной деятельности, – актуальная проблема современного дошкольного образования.

Для реализации темы я поставила цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей старшей группы.

Задачи:

проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме;

изучить процесс развития творческого воображения;

повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

определить возможные пути развития творческого воображения детей;

пополнить дидактические игры на развитие воображения;

разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию творческого воображения детей;

Изучила методическую литературу по этой теме и пришла к выводу.

Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т. к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.

Воображение порождает замысел, т. е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.

Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.

В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Основной признак процесса воображения, – пишет Е. И. Игнатьев, – в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».

В течение учебного года для воспитателей подготовила консультации: "Развитие творческого воображения у дошкольников», "Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования".

Провела мероприятие на тему «Наша волшебная сказка», на котором дети и родители принимали участие в шуточных конкурсах и викторинах на тему сказок, дети показали свои артистические способности в инсценировки сказки «Теремок», а так же родители представили сказки собственного сочинения.

Семинар – практикум на тему: «Развитие творческого воображения в игровой деятельности». В процессе встречи родителям было предложено представить себя в роли детей, и принять участие в игровом НОД.

Такие мероприятия помогают родителям вырастить творчески одаренных, нестандартно мыслящих, успешных личностей, а так же я показала пример того как мы в детском саду развиваем творческое воображение детей.

Методы и приемы развития творческого воображения, которые использовала в работе с детьми.

1. Инновационная технология ТРИЗ одна из форм развития творческого воображения.

Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, т. е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т. е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ (теория развития творческой личности, созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Мы с детьми играли в игры в процессе которых решали проблемные ситуации, развивали творческое воображение.

Игры, направленные на выявление противоречий “Хорошо-плохо”

По цепочке дети называли положительные и отрицательные качества одного и того же предмета. ( Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного.. . Плохо – они быстро рвутся.. . и т. д.)

Игра на выявление функционального назначения объектов «Повторяка»

Дети выбирали себе образы или получали их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют» эту функцию на себя:

Я – лягушка. Я умею прыгать.

Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

2. Влияние изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Использование в изобразительной деятельности нетрадиционные методы еще одна форма развития творческого воображения.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Опыт многих педагогов показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. Я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

3. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читала детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривали с детьми иллюстрации в книгах.

Советовала родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т. д.

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок так же способствует развития воображения.

Поощряла детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предлагала детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

Так же дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Организовала игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников.

Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предлагала детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предлагала создать рисунок на основе обведенных ладошек.

Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель: развитие творческого воображения.

Детям давала листы с изображением недорисованных предметов. Предлагала дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Использовали наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Раздавала наборы и говорила, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предлагала соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

В работе я заметила, что методы и приемы развития творческого воображения у детей способствуют снятию детских страхов; развивают пространственное мышление; развивают уверенность в своих силах; учат детей выражать свой замысел; развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивают мелкую моторику руки; во время работы дети получают эстетическое удовольствие;

Самое главное, развивают творческие способности, воображение.

Во время работы я поняла, что эта тема очень обширная, так как творческое воображение можно развивается в любой детской деятельности и решила продолжить работу на следующий учебный год, но взять для изучения более конкретное направление.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по теме самообразования на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»Фотоотчёт по теме самообразования на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» Хорошая книга - мой спутник, мой друг. С тобой интересней бывает досуг! Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Отчет по самообразованию «Интерактивные формы развития речи детей старшего дошкольного возраста» Ребенок появился на свет, и первое, что слышит мама – это плач ребенка, затем появляется гуленье, лепет, первые слова, затем речь, которая.

Отчет по теме самообразования «Патриотическое воспитание учащихся с ОВЗ» Заботливый садовник укрепляет корень, от которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться.

План самообразования по теме «Дидактические игры в обучении детей дошкольного возраста основам математики» Месяц сентябрь С родителями Рекомендации для родителей по созданию игр математического содержания. Родительское собрание, рекомендации.

План самообразования воспитателя по теме «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста» Актуальность Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ У ребенка к трем годам развивается репродуктивное воображение – способность представить то, что бывает в мире. Творческое воображение –.

Развитие творческого воображения и речевых способностей у детей через театрализованную деятельность (Конспект выступления на РМО Рыбинского района) В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования,.

Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.

Сочинение сказок как один из методов развития творческого воображения детей дошкольного возраста СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье описан опыт работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 июня 2017 в 09:32
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчет по теме самообразования «Новые формы развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Чудакова (УИ 292685) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД