Лучший педагог года

Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Елена Барабашина
Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Что такое «гендер»(gender? По одним источникам- с английского «род»,

по другим – «презентация, представление». В гендерной психологии понятие «гендер» указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, а не просто половую принадлежность.

Публикация «Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг, „Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель. Повысить свой профессиональный уровень по теме через изучение основных принципов гендерного развития детей. Подключить к процессу по гендерному воспитанию детей родителей, с целью предотвращения серьезных проблем в будущем.

Задачи: - собрать и изучить необходимую литературу для того, чтобы разбираться в физиологических и психологических особенностях мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения;

-создать развивающую среду в группе с учётом принятых норм для мальчиков и девочек;

-составить библиотечку и картотеку игр по теме;

- с раннего возраста формировать у детей представления о поведенческих особенностях и различиях полов;

- заинтересовать и привлечь родителей к воспитанию ребёнка в семье собственным примером с учётом гендерного воспитания;

-организовать процесс таким образом,чтобы он стал цельным и непрерывным в ДОУ и семье, видеть родителей как партнеров в своей работе.

Актуальность темы - всем очевидна.

Толерантность «терпимость к другим, отличным от тебя», я бы назвала её терпимостью к слабостям других, сыграла с современным обществом злую шутку. Как и ювенальная юстиция, от той вообще страшные последствия.

Сильно пошатнулась исторически сложившаяся значимость роли семьи в полноценном воспитании и развитии ребенка как члена общества.

Мне есть с чем сравнить, у меня было пионерское детство, разнообразие кружков по интересам и способностям, нормы ГТО и «Зарницы». Мы, дети, четко осознавали свое поведение в соответствии с полом, хотя и понятие «Гендерное воспитание» даже не употреблялось.

Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

В советское время разница в поведении полов впитывалась с молоком матери. Воспитание детей шло естественным образом, опираясь на мужское и женское начало - с самого рождения, и в семье и детском саду и в школе. Из поколения в поколение на примере полных семей, с перспективой воспитания девочек как «хранительниц семейного очага», мальчиков как защитников Отечества.

Но влияние западных взглядов на социальное поведение в обществе постепенно вымывает те принципы, на которые опиралось гендерное воспитание в нашей стране. Большой процент родителей попал под это мировоззрение и теперь им затруднительно воспитывать детей и подавать нужный пример. Не говоря о детях, выросших вне семьи, они тоже становятся родителями, которых самих порой надо воспитывать.

Роль семьи в гендерном воспитании ребенка первостепенна, т. к. малыш ориентируется на поведение родителей.

Поэтому родителям, да и всем взрослым в окружении ребенка необходимо следить за собой, зная, что дети подражают их поведению и привычкам. А чтобы понять разницу между мужским и женским началом - ребенку важно общаться и папой и с мамой.

Но ни в коем случае нельзя забывать, что каждый ребенок уникален и социальные факторы формируют личность наравне с биологическими данными.

Надо развивать и воспитывать ребенка так, чтобы он научился совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие проявления противоположного пола.

Глядя на современную молодежь, порой довольно сложно идентифицировать половую принадлежность - нарочитое грубое поведение, мужской стиль одежды у девушек, изнеженность и налет гламурности, с последующей инфантильностью у юношей. И их поздновато и сложно перевоспитывать. Поэтому этим надо заниматься как можно раньше, от самого рождения. Подчеркивать ребенку «Ты девочка…», «Ты мальчик…», соответствующая одежда, цвет, игрушки, способы и круг общения. Особенно мальчикам необходимо внимание и участие в воспитании отца, деда,брата и т. д.

Этой теме долгий период времени не заслуженно уделяли слишком мало внимания. Сейчас спохватились, но с большим опозданием. В мире происходят необратимые изменения в восприятии человека как субъекта определенного пола от рождения.

В Германии заявили «о слишком гендерном воспитании» и всерьез поставили на рассмотрение закон на самоопределение пола как волеизъявлении подростка. Более извращенного понятия свободы и прав человека трудно представить. И это не только в Европе.

Принципы гендерного воспитания, я считаю, должны вновь стать основополагающими и в семье и ДОУ. В этом году у меня группа малышей раннего возраста от полутора до трех лет. Поэтому мной была выбрана именно эта тема самообразования. Мне хотелось начать заниматься гендерным воспитанием детей от самых истоков нахождения их в ДОУ.

Всем известно, что у мальчиков и девочек с раннего возраста формируются разные интересы и способы общения. С 2-3летнего возраста малыши начинают осознавать свой пол. Внимательно наблюдают за взрослыми и подражают их поведению. Дошкольный возраст - наиболее значимый и активный период адаптации детей к социальным нормам.

Необходимо особенно внимательно относиться к потребностям малышей, направлять и заботливо развивать их потенциал, что существенно повлияет на развитие личности и позволит проявиться тем качествам у девочек и мальчиков, которые позволят им правильно освоить и представить обществу свое гендерное поведение.

План работы на учебный 2017-2018 гг.

№ Мероприятия – подготовительный этап Сроки проведения

1 Подбор и изучение методической литературы поданной теме Сентябрь-май

2 Подбор художественной литературы для детей раннего возраста для библиотеки и составление картотеки игр Сентябрь-октябрь

3 Адаптирование материально-технического оснащения группы в соответствии с ФГОС и возрастом детей Сентябрь-май

4 Поиск консультативной информации для уголка родителей октябрь

5 Привлечение родителей к участию в работе по теме. Консультация «Гендерное воспитание детей раннего возраста» Октябрь-ноябрь

6 Опрос и привлечение родителей к участию в проекте. Консультация «Значение проектной деятельности в ДОУ» декабрь

Основные мероприятия с детьми

1 Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН, особенности личной гигиены мальчиков и девочек. Сентябрь- май

2 «Этикет и поведение» -знакомство детей с раннего возраста с нормами поведения, объясняя их социальные нормы:

«Правила хороших манер очень просты» «Скажи доброе слово» Сентябрь- май

- «Знать правила дружбы очень важно!» Игра «Подарок»идр.

- «Как вести себя в гостях и общественных местах»- формирование навыков поведения. Игра «Собираемся в гости»

- «Что недопустимо в поведении мальчиков?» «Смайлик» и др.

- «Как следует вести себя девочкам.» Игра «Маленькая хозяйка» и др.

- «Чему хорошему мы можем научиться друг у друга?» Игра «давайте говорить друг другу комплименты!» и др.

3 Организация игровой совместной и самостоятельной деятельности для формирования у ребёнка ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье. Сентябрь- май

4 Воспитание через игру. «Характеры и игры». Разнообразие игр.

(Картотека игр.) Сентябрь- май

- Моделирование жизненно - значимых ситуаций.

Специально организованные виды деятельности.

- Игра – первые сюжетные линии. Ребенок в роли режиссера (перевоплощение).

- Игры – состязания, символические, имитационные, дидактические игры.

- Знакомство со сказками и игры по ним «Поговорим с героем сказки»

Русские народные игры.

5 Приобщение ко взрослой деятельности: -в ДОУ совместная деятельность со взрослыми и сверстниками- посильные поручения. Сентябрь- май

6 Знакомство с трудом взрослых -экскурсии по детскому саду: кухня, прачечная, труд дворника,воспитателя и его помощника.

Игра «Отгадай профессию» и др. Сентябрь- май

7 Привлечение ребенка к посильной помощи дома маме по дому

и папе по хозяйству.

Игры «Помощники», «Наши папы, наши мамы», и др. Сентябрь- май

Основные мероприятия с родителями

1 Мотивационные беседы с родителями на совместную работу по воспитанию детей с акцентом на гендерную социализацию. Консультация «Актуальность гендерного воспитания» Сентябрь-октябрь

2 Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе и на площадке Сентябрь- май

3 Консультация на информационном стенде для родителей «Авторитет родителей в семье» сентябрь

4 Сбор детских фотографий мам у девочек и пап у мальчиков Октябрь-ноябрь

5 Консультация на информационном стенде для родителей «Все дети разные» (о разном и индивидуальном подходе к ребенку) ноябрь

6 Фотосесия «Дитя и мама (папа)» Ноябрь-декабрь

7 «Значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей» - информация для родителей Декабрь-январь

8 Ознакомление родителей с картотекой игр для эффективного проведения зимних каникул Декабрь-январь

9 Буклет «Такие разные девочки и мальчики» Февраль

10 Предложить родителям для прочтения книгу А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей»(много практических советов) Февраль-май

11 Консультация «Простые правила воспитания мальчиков», «Простые правила воспитания девочек» Март

11 Фотовыставка «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» Март

12 Проект №1 (I младшая группа) «Вот какой была девочкой мама, вот каким был мальчиком папа» и его презентация Апрель-май

Трансляция среди коллег

1 Отчет о проделанной работе по теме на РМО Апрель

2 Отчет о проделанной работе по теме на педагогическом совете

в д/саду «Буратино» Май

3 Публикация статьи на сайте педагогических работников Май

Для начала работы по теме изучила теоретический материал,подобрала книги и консультации для родителей. (В апреле выходит журнал «Мой ребенок» основная тема, которого «Гендерное воспитание детей»). И для реализации плана моего самообразования по гендерному воспитанию в начале года я с родителями каждого ребенка провела беседу о необходимости внедрения гендерного аспекта в воспитательно-образовательный процесс и выстраивание единой линии в группе детского сада и дома. При активном участии родителей была оформлена комната раздевалки с учетом выбранного направления: стенд для размещения информационно-обучающего материала, консультаций рекомендательного характера; ящик для вопросов, предложений и пожеланий (рассматривались на родительских собраниях).

На протяжении всего года периодически менялась, трансформировалась, обогащалась среда группы при неизменной поддержке родителей.

В течение текущего учебного года множество аспектов гендерного воспитания и как следствие, поведения, было затронуто в игре, режимных моментах в свободной деятельности, совместно проведенное с родителями время – праздники, игры,прогулки и субботники дали детям элементарные представления о поведенческих различиях мальчиков и девочек как представителей разных полов.

При формирования КГН учитывала особенности для мальчиков и девочек, начиная с горшков и со второго полугодия осваивали умение пользования унитазом.

Через моделирование ситуаций «Я и моя семья» ,специально организованные виды деятельности «Мальчики-защитники» ,»Будущие папы», «Девочки маленькие принцессы, будущие мамы, утешительницы…»и т. д., игры разной формы и направленности мы освоили первые нормы поведения и правил, присущих разным полам в обществе:

- девочки проходят вперед,а мальчики придерживают дверь,

- подать стул или уступить игрушку,

-накрывая на стол - первым тарелки ставится девочкам и младшим детям, мальчики ждут и понимают,

- девочки всегда пожалеют расстроенного друга, помогут завязать шарф,

- различия во внешнем виде – одежде, прическе,

-Познакомились с понятием «Эмоции» ,что такое чувство. Стали понимать, что чувствует друг, когда его обидели и пожалели.

- Собрали фотографии родителей в детском возрасте на выставку «Когда папа и мама были такими как я»,

Фотовыставка совместных фотографий детей с родителями «Мальчишки и девчонки, а также их родители!» - для усвоения будущих социальных ролей: «Мама была девочкой, и я вырасту стану мамой…»

Девочек стали чаще одевать в платья, сарафаны, прибирать красиво волосы. Мальчиков коротко стричь, равняться на папу:»У меня папа солдат и я буду солдат!».

Произошел большой прогресс в развитии навыков самообслуживания.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного развития ребенка. Как известно, воспитательно-образовательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.

Нам удалось осуществить преемственность педагогического воздействия при работе с детьми, так как было выполнено важнейшее условие - установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

Литература:

1. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /Авт. -сост. Глебова СВ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

2. Клецина И. С., Практикум по гендерной психологии

3. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира (половое воспитание, гендерное воспитание)

4. Кардаш Л. И. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество // Молодой ученый. 2014.№18.

5. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) Воспитание дошкольников : «Обруч» №3 -2009

6. Суслова Эмма Константиновна – профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ г. Москва «ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Материал к лекции по курсу дошкольной педагогики для факультетов дошкольного воспитания

7. Марина Рындина «Мальчики и девочки — два разных мира!» Консультация для воспитателей

8. Бутылина Оксана Александровна «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей

9. Сергина Оксана Геннадьевна «Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей

10. А. А. Чекалина «Гендерная психология» Учебное пособие. Издательство «Ось-89» Москва 2009

11. А. М. Васютин, Н. С. Васютина «Самая лучшая книга по воспитанию детей».

ООО «Феникс» Ростов-на-Дону 2010

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста "Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста" Содержание Введение…. 3 1. Теоретические.

Из опыта работы «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Тема: «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду». Я работаю над темой: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». (Социально.

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую.

Отчет по самообразованию «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Отчёт о работе по самообразованию за 1 полугодие 2016-2017 учебного года. Младшая разновозрастная группа. Воспитатель: Мошкина Н. В. Тема:.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчет по самообразованию за 2017 год «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в.

Перспективный план работы по самообразованию 2017–2018 учебный год Перспективный план работы по самообразованию 2017-2018 учебный год Тема работы: Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного.

План по самообразованию на 2017–2018 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: Формировать восприятие цвета, формы, величины предметов. Повышение своего теоретического.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство по теме самообразования. Задачи: 1. Изучить научно-методическую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет работы по самообразованию на 2017–2018 гг. «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 мая 2018 в 18:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД