Приложение МААМ

Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.»

Юлия Игоревна
Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Публикация «Отчёт по самообразованию: „Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр,“» размещена в разделах

Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать речь детей.

По результатам итоговой диагностики в 2015 – 2016 учебном году у детей первой младшей группы выявлено, что речевая деятельность требует к себе внимания со стороны взрослых.

В связи с чем в работе с детьми второй младшей группы в 2016– 2017 учебном году было определено направление работы.

Была намечена цель работы: развитие речи посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми дошкольного возраста.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- способствовать развитию речи через привлечение младших дошкольников к участию в игровых упражнениях и играх разного плана (пальчиковых, речевых, коммуникативных, подвижных и настольных дидактических);

- мотивировать к включению младших дошкольников в игровую деятельность для развития речи;

- пополнить картотеки пальчиковыми, речевыми, коммуникативными и подвижными играми;

- в процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать повышению речевой активности;

- расширить кругозор родителей об особенностях развития речи младших дошкольников.

Поставленные задачи решались при выполнении определё нных условий:

- подбор игровых упражнений и развивающих игр осуществлялся в соответствии с возрастом и индивидуальным уровнем развития младших дошкольников;

- игровые упражнения и развивающие игры использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;

- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая предметно-развивающая среда;

- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.

Для решения поставленных задач была организована система работы.

В начале 2016 – 2017 учебного года была проведена диагностика с целью выявления реального уровня развития речи у детей второй младшей группы.

На начало учебного года у дошкольников второй младшей группы были выявлены следующие показатели:

Низкий уровень развития 10%-2чел.

Средний уровень развития 74%-14чел.

Высокий уровень развития 16%-3чел.

Вся дальнейшая работа была направлена на повышение уровня развития речи в процессе использования игровых упражнений и развивающих игр.

Содержание работы включает в себя целенаправленное и систематическое использование игровых упражнений и развивающих игр для развития речи.

Для работы с детьми разрабатывался план внедрения игр по развитию речи в совместную и самостоятельную деятельность.

Игры вводились постепенно и целенаправленно: сначала пальчиковые игры и скороговорки, к ним постепенно были добавлены подвижные игры словесного плана, затем дыхательные упражнения и речевые игры, позже – усиленное внимание дошкольников было привлечено к настольным дидактическим играм, и ближе к концу года стали внедряться коммуникативные игры.

Вся намеченная работа способствовала существенному пополнению развивающей среды, а именно обогатились картотеки:

- пальчиковых игр;

- подвижных игр;

- физминуток (со словесным содержанием);

- дыхательных упражнений;

- речевых игр;

- коммуникативных игр.

Была организована работа с дошкольниками по изучению скороговорок.

Настольные дидактические игры и пособия для развития речи в работе с дошкольниками использовались целесообразно и систематически сначала в совместной, а затем и самостоятельной деятельности. Такие игры как «Уютный домик», «Чей малыш», «Мама, папа и я», «Цвета», «Учим фигуры» и многие другие.

В работе с воспитанниками были использованы различные методы:

- словесные (проговаривание пальчиковых игр и скороговорок, словесное оговаривание полученного результата после сбора карточек в настольных дидактических играх);

- наглядные

(использование иллюстраций при работе со скороговорками и пальчиковыми играми, множественные иллюстрации в настольных дидактических играх, показ движений рук и пальцев в процессе проговаривания пальчиковых игр);

- практические

(игры пальчиками; работа с настольными дидактическими играми и пособиями; подготовка выступлений воспитанников для утренников).

В ходе работы была организована и работа с родителями по данному направлению:

- были представлены консультации: «Особенности развития речи младших дошкольников», «Речевая деятельность в условиях семьи»; «Игры для развития мелкой моторики дошкольников»

- проведено родительское собрание в форме брейн-ринга «Речевые игры дошкольников» с целью ознакомления родителей с одним из видов деятельности дошкольников – речевой. Родительское собрание «Играя, развиваем речь

В ходе проведения собрания были решены задачи:

- обращено внимание родителей на речевую деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями;

- родители познакомились с условиями, от которых зависит успешное речевое развитие детей;

- посредством организации брейн-ринга (соревновательного проигрывания дидактических игр) родители познакомились с содержанием развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию и обогащению речи воспитанников.

Благодаря последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению были выявлены положительные изменения. По результатам диагностики выявлены следующие показатели:

Группа №3 Конец года

Низкий уровень развития 6%-1чел.

Средний уровень развития 31%-6чел.

Высокий уровень развития 63%-12чел.

Хочется отметить, что организуемая в данном направлении работа способствует формированию у дошкольников следующих целевых ориентиров:

- хорошее владение устной речью;

- умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

- умение построить речевое высказывание в ситуации общения;

- развитие крупной и мелкой моторики.

Сроки (начало- окончание) Содержание деятельности Форма предоставления результатов

В течение года

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.

Сентябрь -Организовать консультацию для родителей.

-Оформить папку передвижку.

-Организовать выставку поделок.

-Консультация для родителей «Особенности развития речи младших дошкольников».

-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 4 года».

-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.

Октябрь -Организовать дидактические игры.

-Организация дидактических игр :

1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

2. Игра «Лягушка и лягушата»

Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.

Ноябрь -Оформить папку передвижку.

-Организовать дидактические игры.

- Организация дидактических игр.

-Участие в конкурсе рисунков и поделок «Осень»

-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».

-Организация дидактических игр :

1. «Поезд». Учить тебе произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у», с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар).

2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей.

Декабрь -Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.

- Организация дидактических игр :

1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).

2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

Январь -Изготовить кормушки для птиц.

-Организовать дидактические игры.

-Беседа с родителями.

-Прослушивание аудиозаписей

-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».

-Организация дидактических игр :

- «Зимующие птицы».Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)

- «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И»

Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.

-Беседа с родителями

«Развитие связной речи детей в семье», «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».

-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.

Февраль -Организовать дидактические игры.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Организация дидактических игр :

- «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:

Пчелки в улье сидят

И в окошко глядят.

Погулять все захотели.

Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.

- «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.

Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит

«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).

Опытно-исследовательская деятельность:

- «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

Март -Создание в группе огорода на подоконнике.

-Опытно-исследовательская деятельность.

-Консультация для родителей.

-Совместное создание в группе огорода на подоконнике.

-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.

- Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»

-Организация дидактических игр :

-«Животные и их детёныши»

Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

Апрель - Экскурсии совместно с детьми.

-Оформить папку передвижку.

-Родительское собрание -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»

- Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».

-Организация дидактических игр :

- «Пришла весна-красна».Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Родительское собрание «Играя, развиваем речь

Май Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Проведя работу, было выявлено, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Развитие воображения младших дошкольников посредством дидактических игр Развитию воображения дошкольного возраста уделяли внимание педагоги Кравцова Е. Е., В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко. Проблемой использования.

Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления. Воспитатель Шульженко Н. В. Игровая.

Конспект ООД по развитию речи посредством использования игровых упражнений «Едем в гости к бабушке» КОНСПЕТК ООД: “Едем в гости к бабушке…” Цель: Развитие речи детей посредством использования игровых упражнений. Задачи: • Активизация словаря.

Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Развитие игровых навыков старших дошкольников посредством народных игр Белгородской области Красненко Лариса Анатольевна, воспитатель,.

Перспективный план самообразования на 2016–2017 год «Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» город Пикалево Индивидуальный план.

Проект «Умственное развитие детей посредством развивающих игр» в средней группеПроект «Умственное развитие детей посредством развивающих игр» в средней группе Актуальность проблемы Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Рекомендации для родителей «Развитие внимания дошкольника посредством игр и игровых упражнений» Уважаемые родители! Пройдет совсем немного времени, и Ваш ребенок пойдет в школу, станет учеником. Очень важным моментом подготовки ребенка.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игрСенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.»
Опубликовано: 9 августа 2017 в 08:15
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Игоревна (УИ 36238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД