Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей»

Ляйсан Усманова
Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей»

1. Обоснование выбора темы.

В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста». Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги, родители. Использование проектной деятельности будет способствовать активизации познавательной деятельности детей, формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера, развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя. Его мир – он «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, который окружает ребенка в данный момент. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

2. Предварительная работа перед началом работы по теме самообразования.

Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-адекватное вовлечение семей в образовательный процесс;

- взаимодействие со специалистами ДОУ, с социумом.

Определившись с темой, была сформулирована цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Создание условий для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей, творческого мышления, воображения;

формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развитие желания участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

Подобрав и проанализировав методическую литературу по проектной деятельности, пришли к выводу, что вопрос привлечения к проектной деятельности более конкретно рассмотрен для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Для детей же младшего дошкольного возраста мало методики и методических рекомендаций включения в проектную деятельность. Адаптировав имеющиеся методики, весь учебный год был запланирован в виде нескольких проектов. Некоторые из них включали в себя краткосрочные и мини-проекты (длительностью один день). Для каждого проекта составлен план совместной деятельности педагога и детей, план взаимодействия с родителями воспитанников, картотеки игр, опытов, циклы бесед и наблюдений.

3. Изучение методической литературы:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.

2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: «Центр педагогического образования», 2013.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: «Школьная пресса», 2010 .

5. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М.: «АРКТИ», 2003.

7. Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.

8. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: «Линка-Пресс», 1997 .

9. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ - Волгоград: «Учитель», 2011.

Поиск материалов в Интернете:

http://nsportal.ru/

http://www.maam.ru/

4. Способы практического применения теоретического материала.

Первым проектом стал проект «Осень, осень, в гости просим!» Цель проекта: ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в осенний период времени, с изменениями в живой и не живой природе, выделять отличительные особенности осеннего периода от других сезонов, а также способствовать творческому выражению детей в продуктивной деятельности.

Методы проекта:

Наглядные: наблюдения, экскурсии, фотографии, картины, книги, и т. д.

Словесные: Беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность

Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры

Итоговое мероприятие: изготовление сезонного дерева.

Проект «Моя семья»

Цель: Формирование у детей понятие «Семья», воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Задачи:

- Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях.

- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

-. Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

- Развивать партнёрские отношения с семьями воспитанников.

Проект «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»

Цель: Познакомить детей с общенародным праздником - Новый год и его традициями.

Задачи:

Формировать познавательный интерес к празднику.

Познакомить с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.

Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Для реализации проекта «Домашние животные – наши друзья» были использованы следующие формы работы: игра - драматизация "Кошкин дом", инсценировка сказки «Лиса и заяц», игровые упражнения: "Составь животное", "Дорисуй животное", дидактические игры: «Назови животное», "Кто, где живет?", "Где, чей домик?", "Животное домашнее или дикое?", "Угадай, кто спрятался?", «Назови детёныша», «Кто как кричит?», «Кто чем питается?», «Чей малыш?», словесные игры: «Чей хвост? Чья голова?», «Назови ласково», «Кто, где находится?», сюжетно-ролевые игры: «Семья. Сюжет: у нас появился котёнок», «Семья. Сюжет: на прогулке с собачкой», «На ферме. Сюжет: кто живёт на ферме?»; беседы: «Почему люди разводят домашних животных», «Как животные разговаривают», «Животные приносят пользу», «Не трогай незнакомых животных!», «Не обижай животных!», «Интересные факты о животных», «Что мы знаем о домашних животных»; рассматривание альбомов «Домашние животные», «На ферме», «Домашние птицы», просмотр презентации «Домашние животные», видеопросмотр «Как ухаживать за животными»,

5. Способы отслеживания результатов работы по теме. В результате проектной деятельности дети овладели различными знаниями и умениями; у них развит познавательный интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Работа над проектом помогла расширить перспективы развития поисково- познавательной и опытно-экспериментальной деятельности детей, положила начало формирования ответственного и бережного отношения детей к окружающей среде. Работая над проектами, у детей систематизировались знания о домашних животных, о временах года, о семье, о здоровье и ЗОЖ, сформированы элементарные представления о безопасности, о ПДД.

На родительском собрании родители воспитанников были проинформированы о проектном методе, довели до сведения темы предстоящих проектов. Родители вместе с нами приняли активное участие в осуществлении данных проектов: были организованы выставки, совместная образовательная деятельность, развлечения. Для родителей были разработаны и проведены консультации, выданы памятки по различным темам: «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребёнка», «Домашние животные – наши друзья» и т. д.

Проектная деятельность помогла поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Все участники проектной деятельности приобрели опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Опыт учебного года показал, что использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста имеет место быть, активно использоваться с учётом возрастных особенностей. Поэтому в дальнейшей работе работа над проектным методом будет продолжена, будут разработаны новые увлекательные проекты для детей.

Публикации по теме:

Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста «Коллекционирование в детском саду, как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» Коллекционирование.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.

Коллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возрастаКоллекционирование часов как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста .

Исследовательская деятельность как метод развития познавательной активности детей .

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Автор: Парахина Марина Александровна «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Проблема.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей»
Опубликовано: 20 октября 2018 в 22:27
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя»
Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического...
Мастер-класс по изготовлению поделки для участка из мешков из-под сахара «Собака»
Каждый год как только приближается зима возникает вопрос как украсить участок своей группы. Снег выпадает всегда в разное время. Даже если с наступлением...
Фотоотчёт по занятию нетрадиционным рисованием в первой младшей группе «Зимующие птицы»
Моей задачей было показать детям возможность получения изображения птиц с помощью отпечатков ладошек, вызвать яркий эмоциональный отклик на необычный способ...
Сценарий новогоднего развлечения для подготовительной группы «Новогоднее путешествие...
Звучит музыка «Замела метелица город мой» Гул самолета Голос диспетчера:Внимание пассажиров рейса №2019 авиакомпании Детский сад №3 аэро просим пройти...
Аппликация «Снеговик»
Любой вид творческой деятельности развивает у ребёнка фантазию, восприятие цветов, текстур и форм, способствует формированию пространственного и образного...