Лучший педагог года

Отчёт по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Юлия Адамова
Отчёт по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

В современном обществе утеряны общие цели, отсюда происходит утрата целостности гражданственности, резкое расслоение общества, враждебность, обращённость только на себя, кардинальная смена ценностей. В этих условиях одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное воспитание.

Публикация «Отчёт по теме „Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, межнациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».

Сегодня формирование нравственности, патриотизма и ценностного отношения к своим истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Сегодня существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей (Год русского языка, Год литературы, Год Театра, Год ребенка, Год семьи, Год России в какой- либо стране). Губернатор округа Наталья Комарова объявила 2019 год Годом семьи в Югре.

Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Всем известно, что ДОУ является «островком детства», но он не может существовать изолированно от города и страны в целом.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели, и педагоги интересовались нравственным воспитанием : Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А Сухомлинский, а также ряд российских ученых: Д. Лихачев, Л. А. Попов, И. П. Подласый освещают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Л. Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

«…влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…»

К. Д. Ушинский:

Поэтому я решила углубленно работать по педагогической теме «Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста», над ней я работаю на протяжении 10 лет с корректировкой и изменениями. В своей работе по выбранной теме я взяла за основу Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» под редакцией Л. В. Коломийченко.

Нравственное воспитание — комплекс воспитательных мероприятий, способствующих приобщению человека с детского возраста к значимым моральным ценностям существующего общества. Идеальная цель нравственного воспитания — воспитание счастливого человека.

Цель: Создание условий для формирования у детей нравственных качеств через целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение.

Задачи нравственного воспитания дошкольников :

1. Воспитание у дошкольников любви, привязанности, ответственности, бережного отношения к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.

2. Развитие умения совершать нравственно-ценностные поступки и сдерживаться от отрицательных проявлений на основе возникающих моральных чувств: сочувствия, сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи, дружбы, справедливости и т. д.

3. Формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

4. Воспитание уважения к труду, привычки заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

5. Научить правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Новизна: Организация нетрадиционных форм работы с родителями через детско-родительский клуб «Встреча с интересными людьми».

Моя работа строится на следующих принципах:

1. целенаправленности,

2. комплексного воспитания,

3. взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью,

4. опоры в воспитании на положительные качества ребенка,

5. учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Предполагаемый результат:

• у детей сформируются такие качества как : доброта, сострадание, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, нетерпимость к злу;

• сформируются самосознание и мировоззрение, нравственно – патриотические позиции, которые проявятся на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине;

• разовьется социальный и эмоциональный интеллект, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Начав работать в данном направлении, я разработала перспективные планы по нравственному воспитанию. Их я построила по тематическим разделам: «Я - человек», «Моя семья», «Мальчики и девочки», «Детский сад», «Бережное отношение к природе», «Родная страна».

Всё воспитание и обучение детей строю в личностно - ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

В детском саду создаю все условия для того, чтобы дети могли доверчиво рассчитывать на постоянную заботу и содействие со стороны взрослых, непринуждённо общаться со сверстниками, ожидая c радостью встречи с ними, дружно играть с ребятами, делиться с взрослыми своими радoстями и огopчениями.

В своей работе по нравственному воспитанию дошкольников я применяю инновационные технологии: информационно-коммуникационные технологии, проектный метод.

При выборе различных форм работы учитываю уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки. Воспитание нравственности у дошкольников проходит непрерывно в процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Формы работы:

1. занятия;

2. мастер-классы;

3. беседа;

4. реализация проектов;

5. экскурсии;

6. ознакомление с художественной литературой;

7. акции;

8. просмотр мультфильмов;

9. игровая деятельность (дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные игры);

10. игры – театрализации;

11. праздники и развлечения;

12. клуб (встречи с интересными людьми);

13. решение проблемных ситуаций;

14. трудовая деятельность детей;

15. организация встреч с социальными партнерами.

Кратко расскажу об интересных формах работы:

В решении задач по нравственному воспитанию очень важна художественная литература. Я читала детям рассказы: Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, стихотворения С. Михалкова, знакомила с произведениями А. С. Пушкина, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, В. Осеевой, русскими народными и зарубежными сказками. Рассказывая о своих впечатлениях, дети учились объективно и аргументированно оценивать поведение литературных героев, переносить эти оценки в жизнь, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр. В своей речи использовала народный фольклор: потешки, пословицы, поговорки о семье, труде, добре и зле, жадности и побуждала использовать его в речи. Мощным средством нравственного воспитания являются сказки, благодаря которым ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Книги подбирала выразительные, яркие, это позволяет более глубоко воздействовать на чувства ребенка.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Старалась создавать атмосферу доброжелательности, доверия и любви, проявляла постоянную заботу, внимание к детям, помогала при затруднениях, обращалась спокойным тоном, вежливо, показывала справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям.

С помощью решения проблемных ситуаций подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения; к изложению различных точек зрения на один и тот же вопрос; побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации.

Режимные моменты, а это - организация быта, повседневная жизнь детей - предоставляли мне благоприятные возможности для воспитания культуры поведения. Я составила сборник «Художественное слово в режимных моментах» и использую его в работе с детьми.

Большое значение на ребенка оказывает развивающая среда. Старалась разнообразить предметно-развивающую среду. Ведь недаром говорится: воспитывает и развивает детей то, что его окружает.

Важным средством нравственного воспитания является игра. Именно в игре происходит усвоение моральных правил. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого, научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями.

1. игровые упражнения;

2. игровые ситуации - воспитывают у детей добрые чувства, учат проявлять сочувствие, внимание, заботу;

3. искусственные ситуации - создавала в течение дня неоднократно, в них дети должны показать свои знания о правилах поведения;

4. игры по методике телефонного разговора - включала диалог в сюжетно-ролевую игру.

5. игры с мячом, игровые задания - продолжала обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости;

6. театрализованные игры - помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, глубже проникнуть в смысл поступков персонажей, повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им;

7. «мирилки» - для улаживания конфликтов, примирения после ссор, дети быстрее забывают о ссоре, чем после нравоучительных бесед, осуждения поступков ребенка;

8. сюжетно-ролевые игры - ведущую роль выполняют сами дети, помогают воспитывать добрые отношения к людям и сверстникам, гуманные чувства, учат детей быть вежливыми, помогают понять детям логику простых жизненных ситуаций. При распределении ролей, что бы избежать ссоры пользуемся считалками.

В группе в традицию вошло проведение праздников, посиделок, новоселье группы, сладких вечеров, дней именинников, чаепития. Что послужило проявлению уважения детей друг к другу, сплачивало их, формировались навыки культуры поведения за столом, культуры общения, доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Основой материальной доброты, родником здоровья и духовного богатства людей служит природа (прогулки, наблюдения, экскурсии в парк, на экологическую тропу, труд в природе). Передаю детям не только знания об окружающем мире и прививаю умения и навыки, необходимые для их самостоятельного активного общения с природой, но и воспитываю у детей чувство ответственности за сохранение естественно природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле.

Вся работа по нравственному воспитанию проводится в тесной взаимосвязи со специалистами. Большую роль по нравственному воспитанию оказывает взаимодействие с социальными партнёрами. С детьми мы часто выходим за пределы детского сада : в музейно – выставочный центр, кинотеатр, проводили экскурсии на почту, в школу, в библиотеку, в пожарную часть, организовали встречи с интересными людьми, где можно было увидеть, как дети соблюдают правила поведения в общественных местах, культуру поведения и речи, этикет.

Воспитание культуры поведения у дошкольников не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, так как именно в семье ребёнок проходит первую школу человеческих отношений, усваивает нормы поведения. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Только опираясь на семью, совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, нравственного человека.

Стараюсь творчески относиться к сотрудничеству с родителями, использую собрания - встречи, проходящие в разных формах: «Семейные гостиные», «Вечер вопросов и ответов», «Круглый стол с острыми углами».

Ежегодно в группе ведется «Экран добрых дел», где смайликами (символом нашей группы «Улыбка») обозначаются добрые дела родителей, это служит своеобразным стимулом и мотивацией для участия родителей в жизни группы.

Формы работы с родителями:

1. Клуб «Встреча с интересными людьми». Одной из эффективных и интересных форм взаимодействия, которая была предложена на первом родительском собрании в младшей группе, это организация семейных клубов по интересам. Родители записались в такие клубы как: «Спортсмены», «Художники», «Мастера на все руки», «Артисты», «Редколлегия». Это помогло эффективнее организовать работу с родителями.

В детско-родительском клубе «Встреча с интересными людьми» дети познакомились с профессией врача, пожарного, стоматолога, инженера, юриста, парикмахера, музыканта.

2. совместно с родителями были реализованы проекты: «Моя семья», «Моя любимая игрушка», «Игрушки деревянные – любимые, желанные», «От зёрнышка до хлебушка».

3. Мастер – класс «Игры с мамой в домашних условиях» в День открытых дверей.

4. проведение совместных праздников, развлечений: «Морское путешествие», «Богатырские состязания»,

5. посиделки с чаепитием с бабушками, дедушками «Бабушка рядышком с дедушкой».

6. фотоакция «Читаем добрые сказки».

7. традиция группы «Почитай мне сказку, мама!».

8. акции «Покормите птиц зимой!», «Зелёный росток», «Чистый двор», «Сирень Победы».

9. оформление «Огорода на окне», посадка рассады.

10. проведение экскурсий с детьми в городской парк.

11. постройка зимнего городка на участке группы.

12. пополнение предметно – развивающей среды, изготовление игровых макетов: «Бабушкин двор», «Огород», «Аквариум», «Африка», «Лес», «Времена года», «Природные зоны», «Сезонное дерево», «Сказки Пушкина», «Космос»; лэпбуков: «9 мая», «Огород на подоконнике», «Пожарная и дорожная безопасность», «Овощи», «Оранжевый цвет», «Матрёшка».

В результате работы:

1. У детей сформированы : отзывчивость, дружелюбие, взаимопомощь, сострадание, доброта, нетерпимость к злу, активность, инициативность, стремление и желание к получению новых знаний, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей родины.

2. У детей развиты навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Дети стали дружелюбными, вежливыми, меньше ссорятся друг с другом, уступают друг другу, делятся игрушками, самостоятельно решают споры и т. д.

3. Дети стали более ответственные, послушные, активные, начали рассуждать, размышлять, объективно оценивать результаты, стали способны с самоорганизации, доводили начатую работу до конца общими усилиями.

4. Повысилась активность участия родителей в воспитательно-образовательном процессе за период с 2016 по 2019 г. г. - с 82% до 94%.

Отсроченный результат моей работы: это успешность воспитанника ДОУ в начальной школе – уровень адаптации к школе, результаты усвоения основной образовательной программы.

По отзывам учителей, наши воспитанники положительно зарекомендовали себя в школе: как сплоченные, дружные, отзывчивые, добрые, дружелюбные. Более высокий результат успеваемости в школе у наших воспитанников можно увидеть, когда дети приходят в школу в один класс небольшим коллективом. Они быстрее адаптируются к школьной жизни, учебной деятельности, приобретают новых друзей. В нашем детском саду существует традиция – Встречи с выпускниками детского сада. Бывшие воспитанники часто посещают нашу группу: показывают театрализованные спектакли для детей, организуют игры, рассказывают о школьной жизни.

Формирование нравственных качеств – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение, который найдет отражение не здесь и сейчас, а гораздо позже, в будущем.

Таким образом, можно сделать вывод: вся спланированная деятельность приводит к хорошим результатам по нравственному воспитанию детей. Приобретенный багаж нравственных знаний станет для детей фундаментом поведения в будущем.

Хочется верить, что, то, что мы заложили в души детей в детском саду, проявится позднее, станет частью их жизни, не растеряется в школе.

Публикации по теме:

Развитие нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности детского сада и семьи Муниципальное образовательное дошкольное учреждение «Детский сад п. Авангард» ЭССЕ ТЕМА «РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи «Воспитание духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» Воспитатель Буланова.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами экологического воспитания Для современного мира характерно отчуждение ребенка от природы. Это исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях.

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Мастер — класс «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста через поэзию» 2018 год. Цель: передача опыта использования поэзии в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Дать элементарные.

Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Организация работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное.

Взаимодействие детского сада и семьи как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возрастаВзаимодействие детского сада и семьи как фактор развития творческих способностей детей дошкольного возраста Воспитатель Барунцова Т. Ф. Подготовительная группа МБДОУ "Детский сад №24" Аленький цветочек, г. Новошахтинск Ростовская область В федеральном.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической.

Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития духовно-нравственных качеств ребёнка Что же это такое – духовно-нравственное воспитание ребёнка? Это сложная, противоречивая, запутанная и важнейшая проблема воспитания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 22:37
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД