Галина Касимовна Утемишева
Отчёт учителя-логопеда о прошедшей коррекционной деятельности за год
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Создание условий, способствующих воспитанию развития детей, в коррекции и компенсации их дефекта
ЗАДАЧИ: 1)выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, 2)определить уровень и характер нарушений, 3)разработать направление и содержание помощи каждому ребенку 4) вовлечь педагогов ДОУ и родителей в коррекционно - педагогическийпроцесс, разделенный на 3 этапа, которые должны реализоваться в строго определенной последовательности
Публикация «Отчёт учителя-логопеда о прошедшей коррекционной деятельности за год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
I. Организационное, диагностическое и коррекционно-развивающее направления. На основании результатов заседания ПМПК по отбору детей в логопедическую группу МДОУ № 207 «Солнышко» от 26 апреля 2016г было зачислено 16 детей: 8– воспитанники подготовительной группы «Юнга» и 8 – дети старшей группы «Роднички» Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей:
1. Фонетический дефект – 0 (из всего состава зачисленных);
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – 1 ребёнок;
3. Общее недоразвитие речи – 15 детей.
В период с 1 по 15 сентября 2016 г. было проведено логопедическое обследование детей подготовительной группы «Юнга» и старшей группы «Роднички» По результатам логопедического обследования были сформированы 3 подгруппы от 4 до 6 человек в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей. Занятия проводились 2-3 раза в неделю с каждой подгруппой. Индивидуальная работа проводилась ежедневно с каждым ребёнком, в зависимости от поставленного диагноза. Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016 - 2017уч. год.
В запланированные сроки (декабрь-январь) был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающихся в группе. Все дети оставлены для продолжения коррекционной работы.
Итоговая диагностика в конце учебного года (май) для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Количество детей, зачисленных в логогруппу в 2016-2017уч. году 16
Количество детей, выпущенных с чистой речью 12
Количество детей со значительным улучшением речи 10
Количество детей без улучшения речи 0
Количество детей, оставленных для продолжения коррекционной работы 8
Количество выбывших детей в 2016-2017уч году 1
С целью выявления детей с речевой патологией на протяжении всего учебного года проводилось первичное логопедическое детей 4 – 7 лет ДОУ. Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи взяты на учёт, родители приглашены на консультации к учителю-логопеду в установленное время по графику работы логопеда.
II. Консультативное направление.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы: «Причины и виды отклонений речевого развития детей»; «Работа с родителями»; «Требования к устной речи поступающих в 1 класс». Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам. В каждой группе ДОУ оформлены тематические логопедические уголки для систематической пропаганды логопедических знаний, приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребёнка. На каждый запрос родителей (зачисление на логопедическую группу, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам. III. Методическая работа.
1. В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы: «Причины и виды отклонений речевого развития детей»; «Работа с родителями»; «Требования к устной речи поступающих в 1 класс». Были проведены консультативные разборы детей со сложной речевой патологией, консультации по текущим вопросам.
2. В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации: изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему «Использование информационно – коммуникативных технологий в логопедической работе учителя - логопеда», создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете. Систематическое оформление «Советы логопеда» (на демостендах в раздевалке групп). 3. Систематическое улучшение оснащённости логопедического кабинета дидактическими средствами по всем разделам коррекционного плана.
4. Подбор методической и коррекционной литературы и пособий, логопедических игр в помощь воспитателям и родителям.
IV. Документация.
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:
1. График работы и циклограмма рабочей недели;
2. Список детей, имеющих нарушения в развитии устной речи и зачисленных на логопедические занятия в 2016 - 2017 уч. году.
3. Расписание подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми;
4. Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка.
5. Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2016-2017 уч. год.
6. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.
7. Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи;
8. Журнал обследования речи детей 3-7 лет, посещающих ДОУ.
9. Журналы консультаций с родителями и воспитателями.
10. Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического слуха;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год.
В запланированные сроки был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе. Разработан и систематезирован план по проектной деятельности по разделу : «Ужасно интересно всё то, что неизвестно»
Консультативная деятельность.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ) :
ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
информация о задачах обучения;
совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению;
подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
В соответствии с годовым планом работы, с педагогами детского сада проводились консультации на темы «Развивающие зоны групп», «Структура коррекционного занятия с детьми – дизартриками», «Игровые приемы, используемые при формировании лексико-грамматического строя речи» и др. ; оказывалась систематическая помощь воспитателям логопедической группы в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
В течение года, в соответствии с годовым планом работы по взаимодействию, проводилась консультативно-методическая работа со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Проводились консультации на темы: «Задачи субъектов коррекционно-развивающей работы», «Нетрадиционные методы коррекционно-развивающего сопровождения дошкольников».
По плану были проведены родительские собрания. В течение года оформлялся логопедический уголок, обновлялась логопедическая страничка на сайте ДОУ. Проводились следующие мероприятия.
Индивидуальные консультации для родителей:
для сбора данных о раннем речевом развитии детей;
по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей;
о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики, развития мелкой моторики, формирования навыков звукового анализа и синтеза, автоматизации поставленных звуков, развития лексико-грамматического строя речи, профилактики дисграфии;
о необходимости проведения медикаментозного лечения ребенка.
Индивидуальные практикумы для родителей по выполнению с детьми звукового анализа и синтеза слов, знакомство с графическими обозначениями.
Организовывалось присутствие родителей на занятиях.
Консультации для родителей на темы:
«Примерная схема развития ребенка в возрасте 5-6 лет»; «Иностранные языки и дошкольник»;
«Коррекция проблем обучения методами кинезиологии»; «Развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте»; «Закрепление полученных знаний и умений в летний период»;
Профилактическая работа
Проводилось индивидуальное логопедическое обследование и консультирование дошкольников МБДОУ д/с №№ 131,92 …. Повышение профессиональной квалификации осуществлялось через:
-участие в работе педагогического совета ДОУ;
-участие в работе ПМПК ДОУ Железнодорожного района;
-участие в работе творческой группы ДОУ по созданию вариативной части программы, документации ПМПк ДОУ;
-распространение педагогического опыта через работу сайта ДОУ и личного сайта (https://nsportal.ru/guzyal-kasimovna-utemisheva,http/www.maam.ru/users/guzelina52 : опубликован цикл статей на тему: «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу»);
-изучение новинок методической литературы, знакомство с инновационными технологиями;
работу по самообразованию на тему «Развитие контекстной формы речи детей с моторной алалией»,
-создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете. Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, пополнена картотека методических рекомендаций для родителей;
-подбор методической литературы для организации коррекционно-обучающего процесса.
- прохождение курсов повышения квалификации в ИПК и ПРо с 11 по 26.03.17г
- участие в областном семинаре для учителей – логопедов в гЗернограде.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2016-2017 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.